Полотно Питера де Греббера возвращают наследникам погибших в Освенциме.

Вчера Музей Висбадена возвратил наследникам Якоба и Розы Оппенгеймер картину «Двойной портрет молодой пары», аттрибутируемую кисти голландского художника периода барокко Питеру де Гребберу (1600-1653).

Арт-дилер Яков Оппенгеймер и его жена Роза эмигрировали в 1933 году во Францию из-за своего еврейского происхождения. Однако после вторжения нацистов в Париж Оппенгеймер был арестован и умер в 1941 году, а Роза оказалась более крепкой и дожила до Освенцима, где погибла в 1943 году. Их имущество было расхищено намного раньше и распродано нацистами на государственном аукционе.

Музей Висбадена купил картину в 1937 году в частной галерее. Возвращение картины — добровольный жест музея, который занимается исследованием своих архивов и пытается выяснить туманный провенанс 200 полотен, приобретенных его директором Германом Воссом, одним из главных искусствоведов Рейха. Если будут найдены другие «грязные» экспонаты, музей также вернет их наследникам. В настоящий момент упоминается об обнаружении еще двух подобных вещей.

Наследники Оппенгеймеров сейчас живут во Франции, США и Аргентине, из-за чего возникает вопрос, кому именно возвращать полотно. Существует два традиционных пути: либо один из них выплатит прочим их долю, выкупив произведение в полную собственность, либо картину приобретет какой-нибудь музей или частное собрание у всех сразу.

Возвращение «Двойного портрета молодой пары» стало для них сюрпризом, и особенных финансовых дивидендов не принесет — на аукционах цена за произведения Питера де Греббера, малоизвестного современника Рембрандта, редко поднимается выше 50 тыс. фунтов стерлингов. Другая картина Питера де Греббера уже была замешана в подобном скандале — в 2008 году она  была снята с аукциона Christie’s после заявления польского правительства о том, что нацисты убили прежнего владельца картины Абе Гутнаер в Варшавском гетто. Позже потомки владельца продали полотно за 46100 фунтов стерлингов.

Ради сравнения можно вспомнить историю с другой картиной, похищенной нацистами и попавшей в музей. Чтобы сохранить портрет кисти Эгона Шиле музей Леопольда в Вене вынужден выплатить наследникам погибших еврейских владельцев 19 млн. долларов.