На Арбате открылся Музей истории телесных наказаний: о пытках и казнях здесь рассказывают наглядно.
В музей попадаешь по крутой лестнице. В подвале с кирпичными сводами игры полутеней создают пугающую атмосферу. Пять залов оформлены с фантазией. Мрак с красной подсветкой, скелеты, манекены, куклы в крови, жуткая музыка. Гостей встречает портретная галерея с изображениями известных палачей, которые смотрят недобрыми глазами.
«Посреди надзирательской стоит покатая скамья с отверстиями для привязывания рук и ног. Палач, высокий, плотный человек, имеющий сложение силача-акробата, без сюртука, в расстегнутой жилетке, кивает головой Прохорову; тот молча ложится. Палач не спеша, тоже молча, спускает ему штаны до колен и начинает медленно привязывать к скамье руки и ноги» ().
Зал, посвященный разным типам казни, наполнен инструментами со всего мира.
Здесь и немецкая «железная дева», и гильотина, и колесо для колесование, а также кол, «воровской трон» и «ведьмино кресло». Увы, не настоящие — реконструкции механизмов по историческим чертежам. Например, «железная дева» скопирована с найденной в подвалах дома Саддама Хусейна.
Другой зал рассказывает о пыточных инструментах — щипцы, плетки, два пояса верности (для мужчин и женщин). В третьем зале — «русской пыточной», зритель увидит реконструкции машин и инструментов, дыбу, шипованные ошейники. Любопытны инструменты для борьбы с пьянством. Такова медаль весом под десять килограмм, которую осужденный был вынужден таскать с неделю на своей шее. Или бочка, наполненная алкоголем, куда сажали наказанного — просидев там не один денек, он навеки отучался от пития. А то и вообще умирал.
«Если это была бойкая девица, которая могла и пожаловаться, её пороли толстым ремнём, чтобы не рассечь её кожу, и сквозь простыню, смоченную водой, чтоб на теле не оставалось кровоподтёков. Употребляли также длинные и тонкие мешочки, набитые песком и дресвой, — удар таким мешком по ягодицам причинял человеку тупую боль, и боль эта не проходила долго... » ()
Наконец, любители живого перформанса могут посетить «комнату страха». Там собраны инструменты, которые используются по сей день, либо были отменены совсем недавно.
Русский колорит — вообще главная тема музея. Чтобы отразить его как следует, музей и переехал из одного из павильонов ВВЦ, где показывались в основном только европейские вещи. Владелец музея Валерий Переверзев, на счету которого также экспозиции «Тайны подводного мира», «Арт-андеграунд — искусство ненормальных» и «История рождения кукол», подчеркивает, что это — неотъемлемая часть русской культуры и предлагает вспомнить о роли Преображенского приказа в формировании внутренней и внешней политики России. Экскурсии, которые проводит Переверзев по своей коллекции, чрезвычайно увлекательны: на собирательство он потратил 10 лет, и рассказать о 200 показанных здесь предметах он может удивительные вещи.
«Не спеша подошел к столбу. Снял кнут. И только резкий свист услышали, красный, наискось, рубец увидели на голой спине девки... Кричала она по-поросячьи. Дали ей пять у даров, и те вполсилы. Отвязали от столба, шатающуюся подвели к костру, и Емельян, выхватив из углей железо, прижал ей к щеке. Завизжала, села, забилась. Подняли, одели, положили в сани и шагом повезли куда-то по Москве-реке, в монастырь». ()
Удобное расположение музея на одном из главных туристических маршрутов столицы несомненно привлечет сюда множество посетителей. А упор на именно «русские» пытки — заманит и отечественных носителей национальной гордости, и зарубежных искателей экзотики. Однако следует поспешить: музей будет находится здесь до лета 2012 года, а что будет дальше, пока не ясно.
Билеты для женщин 200 рублей, для мужчин — 300 рублей. Экскурсии проводятся каждый час. На входе фейс-контроль. Дети пускаются в сопровождении взрослых.
Музей истории телесных наказаний, ул. Арбат, 25/36, www.pereverzev.su