Караваджо и его последователи
В Пушкинский музей привезли три десятка картин из Флоренции. Ранее они принадлежали знаменитому искусствоведу Роберто Лонги, открывшему миру новые имена и направления в истории итальянского искусства. К вещам из Фонда Лонги добавились также произведения из ГМИИ. Так получился проект «Караваджо и его последователи».
Главный шедевр экспозиции — «Мальчик, укушенный ящерицей» кисти великого художника Караваджо. Это ранняя картина Караваджо, написанная в самом конце XVI века. Сам образ, как это часто бывает с караваджовскими произведениями, необычен и даже скандален. Женоподобный юноша корчит гримасу боли он укуса ящерицы, притаившейся в эффектном цветочном букете. Это и не портрет, и не натюрморт, и не мифологическая сцена. Что же это такое? Интерпретаций масса: одна из теорий говорит, что перед нами аллегория любовной боли. Но это лишь одна из теорий. Кстати, картина была так популярна среди покровителей художника, что он вскоре сделал ее копию — вторая хранится в лондонской Национальной галерее. Стоит сравнить и решить, какая же лучше.
«Мальчика» в Москве сопровождают полотна французских, нидерландских и испанских мастеров, которые восприняли манеру и открытия Караваджо (особенно его контрастную светотень).
Текст: Сергей Соловьев