Данила Ткаченко. «Осколки»

Оценка редакции

Галерея Люмьер на Большой Полянке представляет выставку Данилы Ткаченко, российского художника, лауреата международного конкурса фотожурналистики World Press Photo, использующего фотографию в качестве медиа. В экспозицию войдут его новые серии «Планетарий» (2020), «Утопленники» (2021) и «Мель» (2021), над которыми автор работал последние годы. Так же, как и в своих знаменитых проектах «Закрытые территории» (2015), «Потерянный горизонт» (2016) и «Родина» (2017), он продолжает исследовать тему границ исторической памяти с помощью фотографической документации.

Данила Ткаченко путешествует по России и другим странам бывшего социалистического блока, отыскивая следы советской утопии – словно осколки прошлого – в современной повседневности: «Призраки живут не во времени, но в пространстве, которое продолжает существовать, наполняясь новой жизнью».

В основе проекта «Мель» — фотографии типовых жилых домов, заброшенных строек, спортивных площадок, гаражей, заборов и других объектов, олицетворяющих собой повседневную реальность стран бывшего СССР. Детали получившихся изображений Ткаченко устанавливал на дне обмелевшего Аральского моря: «Это попытка отделить призрачное пространство от современного времени, перемещая его в место «нигде», а именно на дно моря, исчезнувшего на 90%. Будучи когда-то четвёртым по величине в мире, Аральское море стало жертвой утопического режима и исчезло вместе с ним, оставив после себя пустое место».

Серия «Утопленники», продолжающая размышления о «месте, которого нет», была выполнена художником в той же локации. Путешествуя по территориям бывших социалистических стран, Ткаченко фотографировал культовые объекты архитектуры советского модернизма и устанавливал фрагменты получившихся изображений на отмелях Аральского моря. Так, эта серия стала символическими похоронами архитектуры несбывшегося будущего, наступившего после крушения политических утопий.

Проект «Планетарий» — визуальное исследование феномена внутренней колонизации России, важнейшего процесса в истории страны. В ходе поездок по заброшенным городам дальнего Севера, Ткаченко отыскивал следы принудительного переселения народов в далёкие и ранее не освоенные территории. «Эти города, созданные тоталитарной волей и потребностью режима в ресурсах, строились руками заключённых в условиях вечной мерзлоты. Используя портативные вспышки, я зажигаю свет в опустевших квартирах, напоминая о жизнях, положенных на осуществление тоталитарной утопии», — объясняет художник.

Для реализации своих творческих идей Ткаченко использует формат типологии, берущий истоки в Дюссельдорфской школе фотографии. Несмотря на кажущуюся формальность метода, в каждом своём проекте Ткаченко всегда идёт от замысла – показать разрушение идеи великой империи.

Отзывы о «Данила Ткаченко. «Осколки»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке «Данила Ткаченко. «Осколки»»

Другие выставки / современное искусство