Таир Салахов. Ко дню рождения художника
Художник, педагог, видный общественный деятель, Таир Салахов стоял у истоков «сурового стиля» и по праву считается одним из его основателей и идеологов. Источником вдохновения для автора стала будничная жизнь его современников, их проблемы и переживания. Пластически художник решал свои задачи в новой стилистике — линейной и обобщенной, стремящейся к монументальности.
Экспозицию открывает натюрморт «Гладиолусы» (1959) — одна из самых ранних работ художника в собрании Государственной Третьяковской галереи. Она предстала символом зарождавшейся в середине 1950-х оттепели, воплощением надежды на обновление жизни общества.
В контексте «сурового стиля» Таир Салахов работал в разных жанрах станковой живописи: его равно интересовали натюрморт и пейзаж, многофигурная композиция и портрет. В полотнах художника очевидна связь с натурой, но в то же время он никогда не воспроизводит натуру впрямую, всегда наполняя произведения метафорическим смыслом, выраженным в декоративной условности живописи. Так, «Портрет композитора Кара Караева» (1960) стал ярким примером авторского почерка мастера.
Знаменитая работа «Айдан» (1967) — это портрет младшей дочери художника. Лаконичное, но трогательное изображение девочки в белом, сидящей верхом на лошадке, явилось новой вехой в детском портрете второй половины ХХ века. Позднее Айдан Салахова также стала замечательным признанным живописцем, чьи работы находятся в том числе и в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Таир Салахов родился в 1928 году в Баку Азербайджанской ССР, а учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Вероятно, поэтому в его искусстве органично сочетаются восточный колорит и европейская живописная традиция. Салахов создал целую серию работ, посвященных родной земле, ее жителям и культуре. Пейзаж «Апшеронский мотив» (1963), один из первых в этой серии, отличается строгим ритмическим построением и почти монохромной цветовой гаммой. Натюрморт «Утренний улов» (1984), напротив, написан в декоративной манере, подчеркнутой ярким колоритом и необычным ракурсом.
Художественная философия, тесно сплетенная с многовековой культурой азербайджанского и русского народов, ярко проявилась в многообразии произведений. Таир Салахов по праву занимает одно из главных мест в отечественном искусстве второй половины ХХ века.
Отзывы о «Таир Салахов. Ко дню рождения художника»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Таир Салахов. Ко дню рождения художника»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.