Афиша выставки Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени» в Москве
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Сказка о потерянном времени», приуроченную к 75-летию классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-х — 1990-х годов Сергея Борисова. Впервые МАММ показывал выставку Сергея Борисова 25 лет назад — на Первой московской международной «Фотобиеннале» в 1996 году.
Сергей Борисов открывает для себя фотографию в детстве. В двенадцать лет, получив в подарок фотоаппарат «Смена», он записывается в фотокружок Дома пионеров на Чистых прудах. Получив хорошие знания по фотокомпозиции, свету, резкости и прочим премудростям техники фотографии, в юности Сергей Борисов на какое-то время забывает о камере. В его увлекательной и бурной биографии был период, когда будущий фотограф год работал директором вагона-ресторана в поездах дальнего следования. С одной стороны, юноша увидел мир — необъятные просторы СССР, с другой — встретился с огромным количеством людей. Эти встречи оттачивали природный дар Сергея Борисова к общению, те навыки, которые мы сегодня называем soft skills.
Уже в 1970-е годы Борисов вернется к фотографии и будет зарабатывать «выездным фотографом», то есть ездить по разным городам и селам, снимая школьников, детей в детских садах, свадьбы и т.д. Параллельно он начинает заниматься рекламой — работает с музыкантами и актерами, делая снимки для фотообложек и фотоплакатов.
В 1976 году Сергей Борисов вступает в фотосекцию Горкома графиков на Малой Грузинской, где позволялось проводить выставки неофициальных художников. Через Малую Грузинскую начинается знакомство Сергея Борисова с художниками андеграунда. Там проходят его первые выставки фотопортретов художников. Они сыграли важную роль в профессиональной самоидентификации Борисова.
Борисов ищет и находит свой уникальный фотоязык. Драйв, жесткие и парадоксальные композиции его постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превращают его в непререкаемый авторитет, прежде всего, в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов, благодаря своей уникальной коммуникабельности и искреннему интересу к уже начинавшей легализовываться неофициальной культуре, безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время перемен.
Борисова интересовала визуальная составляющая времени. Люди контркультуры, культуры андеграунда и новой культуры перестройки своим внешним видом являли резкий контраст по отношению к тем, кто всей своей жизнью был научен не выделяться из толпы. Именно в это время возникает и новая альтернативная мода. Сергей Борисов снимает показы Кати Филипповой, Кати Микульской, костюмы Гоши Острецова и др.
«Студия 50А» Сергея Борисова, название которой отсылало к легендарной нью-йоркской «Студии 54», стала местом сосредоточения альтернативной культуры. Сергей Борисов, безусловно, придумывал и ставил композиции для своих фотографий, но в то же время позволял героям привносить в эти фотографии ту уникальную пластику и творческую свободу, которая была им присуща.
В 1980-е годы Борисов начинает снимать видео. Видеоинтервью с художниками и музыкантами расширяли границы его понимания их творчества. Многие герои этих видеоинтервью становились друзьями и моделями фотосъемок Сергея Борисова, превращавшихся в искрометные хеппенинги.
Друзья дарили картины. В «Студии 50А» художники всегда могли найти и холсты, и краски. Часто они создавали свои картины за дружескими беседами в мастерской Борисова, который постепенно начал покупать их работы, совмещая свою художественную деятельность с коллекционированием.
Многие снимки Борисова стали легендарными, широко известными как в России, так и за рубежом. По ним мир в 1980-е — 1990-е годы узнавал другую Россию: живую, свободную, фонтанирующую творческой энергией.
«Герои андеграунда 1980-х годов — веселящаяся детвора, — писал критик Александр Раппопорт в статье о Борисове. — Они играют на публику, которой нет, а потому эта игра неуязвима и тотальна. Поскольку она имитирует уходящую культуру, фотограф должен быть ее органическим свидетелем, новая беззаботность рождается в творческом слиянии фотографа и модели. Здесь нет фальши. Подлинное и поддельное утрачивает свою былую противоположность, ибо сегодня — их время, а завтра? Завтра ведь может вообще не быть».
За почти полвека творческой жизни у Сергея Борисова было множество выставок. Его снимки публиковали, в том числе на обложках, крупнейшие российские и мировые издания, такие как Le Monde, Photo, Vogue, Interview, Spin, Face и др. Работы Сергея Борисова продавались крупнейшими художественными аукционными домами. Они находятся в коллекциях многих музеях России и мира, в том числе в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Видеоархивы Сергея Борисова до сих пор малоизвестны. Между тем, они являются уникальными видеодокументами художественной жизни России 1980-х — 1990-х годов, и их еще предстоит открыть. Часть из них представлена на выставке «Сказка о потерянном времени» в МАММ.