Афиша выставки «Джим Дайн» в Москве
Американского художника Джима Дайна (р.1935) довольно условно определяют как одного из первооткрывателей поп-арта. На деле все сложнее и 28 работ 1961-2016 годов, которые привозят из Центра Помпиду, тому доказательство. Начинал Дайн с хеппенингов и энвайронментов, которые устраивал вместе с Класом Олденбургом, Алланом Капроу и Марком Ратлифом в конце 1950-х – начале 1960-х. Суть нововведений для той эпохи стандартная: художники вовлекали зрителей в создание произведения, стирали границу между автором и публикой, искусством и жизнью. Всех их интересовали бытовые объекты, но каждый из них условную табуретку поместил в особенную среду. Олденбург — стопроцентный представитель поп-арта — сделал вещи главной темой ироничных и позитивных скульптур. Его огромные скульптуры-иголки, -мячи или -мороженое идеально вписываются в городскую среду. Капроу использовал предметы как элементы хеппенингов. Например, предлагал обмениваться ведрами грязи.
А Дайн пошел по пути Марселя Дюшана и включал обычные предметы в инсталляции. И то недолго. Уже в 1970-е он перешел на графику и живопись. Хотя изображал часто опять же бытовые мелочи вроде ножниц или ложек, но с жутковатым сюрреалистическим флером.
Еще Дайну не чуждо мифотворчество. Не Йозеф Бойс, конечно, шляпу не носит и с мертвым зайцем не говорит, но халат в качестве автопортрета изображал. А своим альтер-эго вообще сделал Пиноккио. Есть у художника, как у настоящего поп-артовца, любимый тиражируемый образ — сердце. Самое милое и «ранимое» — сердце из кучи соломы.
В конце 1990-х Дайн занялся фотографией, а недавно смешал акрил и песок и создал огромные холсты в духе абстрактного экспрессионизма. Художник без стеснения пробует арт-практики, развивает и свои, и чужие идеи. Итог: патриарх актуального искусства, много где наследивший, но яркого и заметного открытия не совершивший.
Фото: Джим Дайн (1935, Цинциннати, Огайо). Мы с Нэнси в Итаке (Соломенное сердце). 1966 – 1969. Сталь, сено. 157,5 x 182 x 35,5 см. Дар Джима Дайна в 2017. Инвентарный номер: AM2017-368. Собрание: Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества © ADGP, Париж. Фотография© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс /Распространение: Объединение национальных музеев – Гран Палэ