Афиша выставки «Вим Дельвуа» в Москве
Бельгийский художник Вим Дельвуа (р. 1965) создавал сложноустроенные критические работы, размышляя не о природе искусства, но о механизмах арт-рынка. Европейский художник как существо интеллектуальное и совестливое обязан комментировать актуальные проблемы человечества и не забывать честно обозначить своё место в сложном и несправедливом мире. Так, в 1990-е Дельвуа соорудил машину «Клоака» (Cloaca), которая имитировала пищеварительную систему человека. Машина переваривала изысканные блюда в отходы, весьма, правда, ценные на рынке искусства. Для Москвы, времена меняются, художник сделал веганскую версию «Клоаки». Ещё более долгий и странный акт творчества Дельвуа провернул на арт-ферме. Он татуировал свинок коммерческими изображениями (героями персонажи мультфильмов Уолта Диснея, логотипом Louis Vuitton) и дожидался их естественной смерти. Чучела выставлять сподручнее.
В 2000-х художник немного остепенился и начал делать респектабельные и эффектные работы. Грузовик или бетономешалка, имитирующие готическую архитектуру, не претендуют провокацию, а просто радуют буржуазный и обывательский глаз. А скульптуру Maserati, алюминиевая копия корпуса гоночной модели 450S конца 1950-х годов, даже можно считать бессовестной. Дельвуа украсил образец западного функционализма изящным, но бессмысленным ближневосточным орнаментом, показывая, как прекрасно уживаются разные культуры в одном объекте.