Афиша выставки «Михаил Шемякин» в Москве
Художника и скульптора Михаила Шемякина (р.1943) можно было бы считать представителем неофициального искусства. В СССР его «лечили» от «неправильных» убеждений, а потом вовсе лишили гражданства и выслали из страны: Шемякин жил во Франции, затем в США. Однако для ярлыка «нонконформист» его творчество слишком универсально. Шемякин ближе к эпохе модерна, художники которой успевали везде и хотели сделать прекрасным всё. Только «прекрасное» Шемякина — это утонченный, немного болезненный и зловещий гротеск. Он оформлял книги Юрия Мамлеева и иллюстрировал произведения своего друга Владимира Высоцкого, писал живопись, работал в театре (сотрудничал с Вячеславом Полуниным, Терри Гиллиамом, делал костюмы и декорации для балета «Щелкунчик» Мариинского театра).
После развала СССР Шемякин работал для России как скульптор, автор памятников. Априори политически ангажированный жанр городских монументов Шемякин делал непошлым. Если памятник о войне, то о «забытой» (Первой мировой), если памятник великому государю, то устрашающе достоверный (огромный Петр I с крошечной головой в Петропавловской крепости). В общем, Шемякин может всё и на большой ретроспективе это продемонстрируют. Среди более трех сотен работ скульптуры, рисунки, живопись, театральные эскизы, а также ранее не выставлявшиеся работы художника.