Отзывы о выставке Илья Репин: известный и неизвестный в Москве

Оценка редакции
Елена Лебедева 22 апреля 2019, 11:18

В 2017 г. в тех же залах ГТГ на Крымском валу, где сейчас большая выставка Репина, экспонировалась другая – «Некто 1917». Вот там я впервые увидела картину «Большевики» Ильи Ефимовича Репина. Какие-то ужасающие существа (на лица-маски «Дома глухого» Гойи похожи), одетые как солдаты, отнимают у голодного ребенка хлеб. Центральная фигура большевика, справа надвигающегося на девочку, – на козлиной ноге...
Разглядев эту деталь на темной картине, я, помню, приросла к полу. Долго не могла прийти в себя. Всматривалась и всматривалась. Возвращалась и смотрела снова.
Понятно стало, что про Репина я совсем ничего не понимаю.
Вот теперь еще выясняется, что знакомое каждому с детства полотно «Отказ от исповеди» на самом деле вовсе и не «отказ». У автора полотно называлось «Перед исповедью», а бунтарское антирелигиозное название получило в 1936 г. на выставке в СССР. В 1926 г. Репина в Пенатах, оказавшихся после революции на территории Финляндии, посетила делегация советских художников «За полгода мы сделаем Репина национальным гением» – писал бывший среди них Исаак Бродский...
У них был проект перевезти классика русской живописи в СССР.
Репин однако не поддался.
Еще после той выставки к 100-летию революции я попыталась разобраться в репинском сюжете. Быстро наткнулась, например, на факт, что в 1917 г. Репин написал вариант картины «Бурлаки на Волге», который назвал «Было империализма». «Быдло – слово польское, оно разумеет оскотевшего раба, сведенного на животные отправления. (...) Быдло – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, оно усваивает ее способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеют»... – объяснял художник в ответ на ругань в адрес произведения.
Очень хотелось посмотреть, но не тут-то было. В интернете есть, оказывается, не все... Описаний много, но репродукцию обнаружила только совсем размытую... Даже про место пребывания картины – противоречивые сведения: Тбилиси, Баку...
Надеялась увидеть «Быдло» на нынешней большой выставке Репина.
Но ее там нет.
Вот интересно знать, почему. Не смогли договориться с тбилисским музеем? Побоялись вывесить столь радикальное произведение?
Поместили однако репродукцию с аннотацией в каталоге! Огромном, тяжелом и дорогом. Ну, то есть даже репродукцию «Быдла» увидят немногие.
А я вот, как тогда с «Большевиками», впериваюсь в работу Репина снова и снова, не могу оторваться. Показываю ученикам – видели же «Бурлаков»... Впечатляет сильно.
Интересны здесь причем отнюдь не только неожиданные образы. По сравнению с хрестоматийной картиной 1873 г. в «Быдле» – мазок другой, живопись другая... Пейзаж выстроен по-другому, вода, птицы, облака... Лепка фигур другая. Движение передано как-то совсем иначе – бегущий, например, на заднем плане...
Еще буквально несколько дней назад я полагала, что Репин – мастер классической традиции русской живописи, активно не принимавший модернизм... Но тут для меня новый какой-то живописец, весьма радикально шагающий в искусство ХХ в. И на «Быдле» еще так трогательно проступают пуговицы – это ж линолеум, а не холст, вероятно, цветной линолеум с рисунком...
Здорово было бы посмотреть оригинал картины. Но – не удостоили...
Да нет, выставка, конечно, очень содержательная. Репин столько всего сотворил, что невозможно предъявлять претензию, что чего-то нет...
Тем не менее, на всякий случай сообщаю, что неподъемный каталог в не лучшей к тому же полиграфии довольно существенно превосходит выставку содержательно. В нем представлено много существенных для понимания творчества художника работ с указанием «На выставке не экспонируется».
Кроме «Быдла», невероятная «Голгофа» (Принстонский университет), например, 1925 г. с лежащим на земле крестом воскресшего Христа... Как и впечатляющий эскиз молодого художника на ту же тему 1869 г.из Киевской картинной галереи...
Не экспонируется чудесный портрет В.М. Гаршина (Метрополитен-музей) 1884 г.
Кроме того, в каталоге можно прочитать изумительную статью Е.Б. Шарновой «Репин и старые мастера» – море тонких наблюдений про то, как Репин посещал музеи Парижа, Вены, Мадрида, Рима и т.д. и что из этого следовало...
Еще очень ценную – Т.П. Бородиной про позднее творчество Репина, которое в советском искусствоведении принято было ругать и, конечно же, совершенно не по делу... Это видно, разумеется, в залах выставки, но статья полезная.
И еще с публикуемой Т.В. Юденковой колоритнейшей перепиской Репина с коллекционером В.Ф. Зеллером в 1923-1930 гг. можно познакомиться...
И с большой статьей той же Т.В. Юденковой.
В общем, каталог ценный.
На выставку я пойду, конечно, еще не раз – с огромным удовольствием. Нужно заново пересматривать Репина.

Андрей Андрей 25 марта 2019, 01:50

Сама выставка шикарная. Плохая организация: не хватает мест в гардеробе и в камере хранения. В выходные днём на выставку лучше не ходить - можно потратить время на поиски свободного номерка для верхней одежды. Ещё большая проблема с местами в камере хранения. Бесплатные аудиогиды, которые доступны на сайте галереи, неудобны в использовании - приходится носится по всей выставке в поисках нужной картины.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие выставки / графика