Афиша выставки «По ту сторону реальности. Эрик Йоханссон» в Москве
Фотография буквально с рождения тянулась к сюрреализму. Соблазн «фальсифицировать» или дополнить то, что выглядит «как живое» непреодолим. Однако же швед Эрик Йоханссон, составляющий из разных фотоизображений фантазийную «красоту», с детства увлекался работами Рене Магритта, Сальвадора Дали и Маурица Эшера, то есть сюрреализмом в живописи и графике, не фотографии. Собственно и выдумывает свои композиции он сначала на бумаге. Затем ищет объекты, фотографии которых ему пригодятся. И затем благодаря всемогущим программам-фоторедакторам объединяет элементы в сюрреалистические картинки. Получаются дороги, которые кто-то разрезал ножницами как бумагу, парящие во сне девушки, дом на рыбе-острове.
Но результат кропотливой и долгой работы Йоханссона формально настолько незамысловат, что походит не на живопись того же Магритта, а на праотца из области фотографии: викторианский безголовый портрет. Тот же уровень сюрреализма, тот же по сути метод, та же цель — развлекать. Именно поэтому фантазии Йоханссона проще представить в популярных пабликах об «искусстве» или подборках вроде «15 поражающих воображения снимков», чем в галерее. Впрочем, Центр фотографии имени братьев Люмьер никогда не скрывал стремления к искусству коммерческому и понятному самой широкой аудитории.