Афиша выставки Hacklab в ММОМА в Москве
23 и 24 февраля в рамках совместного проекта ММОМА и Гёте-института в Москве «Формы художественной жизни» и выставки «Как нам всем оказаться в будущем?» будет организован хакатон для художников, работающих с искусственным интеллектом, новейшим технологиями и саунд-артом. В ходе практических занятий под руководством художников берлинского пространства Spektrum и их российских коллег участники смогут совместно разработать, представить и обсудить прототипы проектов. Hacklab будет организован по трем направлениям, соответствующим трем основным темам выставки: «Звуковые вибрации», «Создавая эмпатию», «Интеллект всего». В каждой группе будут работать две команды по 5 человек, а итогом совместной работы станет презентация прототипов проектов, разработанных участниками в процессе совместной работы. Занятия будут проходить на английском языке, однако к каждой группе будет прикреплен русскоговорящий супервайзер. Для участия в Hacklab необходимо заполнить краткую анкету, рассказав о своих навыках, причинах интереса к проекту и выбранном направлении. Организаторы свяжутся со всеми подавшими заявку и сообщат о результатах конкурсного отбора.
О направлениях
«Звуковые вибрации»
Музыка для глаз: в музыке есть не только звук. Время — это измерение реальности, которое может вмещать в себя все сферы искусства: от живописи до скульптуры, от фотографии до кино. Это направление посвящено роли наших глаз в восприятии музыки. Долгая традиция абстрактного кино заставила нас понять, что визуальный язык может играть центральную роль в расширении и даже создании новых звуковых измерений с использованием цветов и других визуальных форм восприятия.
Направление «Звуковые вибрации» изучает научные и технологические исследования в области звукового искусства, новых музыкальных инструментов и инсталляционного искусства в виде выставок, конференций и живых выступлений. Принципы физики, математики, биологии, психоакустики, анатомии тела и т. д. используются художниками, создающими медиа-произведения, которые определяют междисциплинарные границы между технологией и наукой, применяя их к «искусству вибраций».
В ходе практикума будут рассмотрены вопросы о том, какими будут в будущем наши отношения с музыкальным инструментом? И как мы можем разложить идею музыкальной композиции на различные чувственные уровни?
«Создавая эмпатию»
В направлении «Создавая эмпатию» исследуется связь каждого индивидуума с другим человеком и, более обширно, с другими формами жизни. В нейробиологии эмпатия определяется как способность понимать и делиться чувствами посредством зеркального эффекта, обеспечиваемого особым типом нейронов — зеркальных нейронов — как у животных, так и у людей. Это отражающее состояние «ощущения другого» как средства поддержания связи между существами подтверждается непрерывным эволюционным успехом технологий.
Что, если бы художники создали подходы, чтобы расширить этот зеркальный эффект при взаимодействии между людьми, используя машины? Когда инструменты и знания в сферах технологий и науки станут достаточно значимыми, чтобы стимулировать социальную эмпатию в новых культурных и художественных формах? И возможно ли технологически распространить это «ощущение другого» другого на внечеловеческие существа или объекты?
Присоединяйтесь к нам для сотрудничества и экспериментов по созданию эмпатии с использованием программируемого света и других технологий. Мы поделимся своими методами и концепциями, а затем проведем прикладные эксперименты по моделированию взаимодействий людей вокруг нас.
«Интеллект всего»
Согласно Стивену Шавиро (Discognition, 2015), ментальная деятельность всегда воплощается и коренится в конкретном материальном носителе. Мы рассматриваем это как отправную точку для обсуждения и практических занятий по направлению «Интеллект всего». В качестве модели мы будем работать с бесклеточным слизевиком Physarum polycephalum. Добывая пищу, слизевик ориентируется с помощью внешней памяти. Особенность физарума состоит в его способности к «пространственной ориентации». Это значит, что он изменяет свою морфологию под воздействием изменений окружающей среды, хемотаксиса и т.д., и, таким образом, может рассматриваться как инструмент «биокомпьютинга» некоторых аспектов теории графов.
Слизевик относится к числу древнейших видов жизни на земле и обладает прекрасными морфологическими/ эстетическими чертами. Для бесклеточных организмов, лишенных нервной системы, слизевики демонстрируют удивительную способность к сетевой оптимизации и даже могут предвосхищать повторяющиеся периодические события.
Участники узнают о слизевике типа физарум многоголовый, проведут собственные эксперименты и узнают о возможностях в области межвидового сотрудничества и биовычислений.