Афиша выставки «Пора разобраться!» в Москве
«Пора разобраться!» (1962) — статья искусствоведа и критика Александра Каменского (1922-1992), опубликованная в газете «Московский художник». Там он говорит о рождении нового стиля в советской живописи, очищенного от влияния культа личности и питающегося образцами революционного искусства, стиля «мужественной простоты». Каменский придумал для представителей нового направления термин, который используется и теперь, «суровый стиль». Выставка — это архив Каменского (черновики, эпиграммы, неопубликованные статьи, бюрократические документы) и работы важных для него художников (от Марка Шагала, Роберта Фалька и Александра Лабаса до Виктора Попкова, Таира Салахова, Олега Целкова), защитником творчества которых критик последовательно выступал. Хотя художественная атмосфера — конец «оттепели» — была непростая. Так, выставка «30 лет МОСХ» (1962), которая во многом была отражением идей, предложенных в статье (Каменский был по сути автором концепции экспозиции), возмутила Никиту Хрущева. Следом вышло «разоблачение» в газете «Правда». «Приуменьшения» роли «здорового» сталинского соцреализма и «преувеличения» роли «больных» старых и новых «формалистов» советская партия и ее представители от искусства не простили.
Искусство невозможно не только без зрителя, но и без фигур уровня Каменского, носителей правды искусства, помогающих и зрителям, и художникам разобраться в ситуации и себе, несмотря на конъюнктуру, политическую ли, экономическую ли. А узнать о жизни, работе и взглядах Каменского — отличный повод лучше разобраться в искусстве.
Отзывы о ««Пора разобраться!»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.