Афиша выставки «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» в Москве
Исследователь тоталитаризма Ханна Арендт отмечала, что нацистская пропаганда была беспрецедентна по следующей причине: свои ложные лозунги Третий рейх претворял в правду. Назвав евреев бродягами и попрошайками, власти Третего рейха лишили их имущества и гражданских прав, сделав их действительно «попрошайками», беженцами. Назвав евреев недостойными жизни животными, деятели Третьего рейха создали концентрационные лагеря, где людей доводили до изнеможения, лишали «всего человеческого». Завершающий этап — «фабрики смерти», единственная цель которых — физическое истребление. Итог Холокоста: шесть миллионов погибших евреев.
Номинант премий Кандинского и «Инновации» Хаим Сокол (р. 1973), рассматривая тему травматической памяти, обращается как раз к процессу этой трансформации, метаморфозы человека, поставленного в нечеловеческие условия. Художник ссылается на «Превращение» Франца Кафки, впервые показавшего, насколько может быть разрушительной бюрократизация реальности. Широкие черные мазки изображают фигуры и лица, искаженные страданием. Когда предел достигнут, человеческое исчезает: остаются силуэты крыс или собак, как и планировала нацистская пропаганда. Но художник предлагает не отстраняться от пугающего (животного) опыта Холокоста и последствий любого другого насилия. По сути, он хочет ретранформировать жертв обратно в таких как мы, то есть живых, людей. «Как можно говорить про жертву так, чтобы это не было демонстрацией кошмара, о котором более или менее все имеют представление, с одной стороны, а с другой — не было холодным высоколобым предъявлением истории? Для меня это скорее представление себя этими людьми или попытка позволить им стать мной», — говорит Хаим Сокол.
Иллюстрация: Хаим Сокол. Из серии графики «Становление». Галерея «Триумф»
Отзывы о ««В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / видео
После иконы
Исследование образов, приходящих на замену традиционному языку христианского религиозного искусства.
Проходная выставка “Красного кружка”
15 апреля в Новом крыле «Дома Гоголя» открывается «Проходная выставка “Красного кружка”» – групповая выставка работ студентов мастерской Авдея Тер-Оганьяна. Куратор – Эдуард Зимовцев.