Афиша выставки «Оскар Шлеммер: танцующий художник» в Москве
Оскар Шлеммер (1888–1943) — преподаватель и автор логотипа Баухауса, художник, хореограф, один из прародителей жанра перформанса. Выставка приурочена к столетию Баухауса, важнейшего учебного заведения для истории современного искусства. Шлеммер преподавал там с 1921 по 1929 год, руководил мастерскими металлических произведений, скульптуры, а затем и мастерской театрального искусства. В живописных работах, близких кубизму и метафизической живописи, Шлеммер исследовал пространство и телесность, вернее возможности его пластического преобразования на холсте. Поэтому его переход к сценическому искусству был закономерен.
Ключевой проект Шлеммера в театре — «Триадический балет» (1918-1922) на музыку Пауля Хиндемита. Танцовщики, наряженные в «кубистские» костюмы, больше напоминали механических кукол, а не людей, и были «встроены» в пространство сцены. Затем Шлеммер сотрудничал с Игорем Стравинским и Арнольдом Шенбергом, его «Счастливая рука» — последняя работа Шлеммера в театре. Эксперименты художника остановились после прихода к власти нацистов, отнесших его искусство к разряду дегенеративных. На выставке показывают все самые важные работы автора из собрания театрального архива Оскара Шлеммера и нескольких немецких музеев. Сходить на нее — повод разобраться в том, почему искусство стало таким, каким мы его знаем сегодня.
Иллюстрация: О. Шлеммер Фигуры из Триадического балета, 1922. ГМИИ им. Пушкина