Афиша выставки «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Москве
Фотографию многие до сих пор не считают искусством в силу ее технической воспроизводимости. Где же аура, описанная Вальтером Беньямином? Где рукотворность? Если споры о важности рукотворного можно продолжать, то на счет ауры у фотографии был ответ еще при рождении. Первая фотографическая техника, дагеротипия (по имени изобретателя Луи Жана Манде Дагера), официально увидевшая свет 19 августа 1839 года, предполагала один уникальный отпечаток. Собственно «1/1» из названия выставки об этом. Знак «/» в тиражной фотографии используется, чтобы указать номер отпечатка из тиража (2/5 – второй отпечаток из пяти). Дагеротип (первый снимок), автохром (первый цветной снимок), поляроид (первый моментальный снимок) существуют в одном экземпляре, «1/1», что соответствует даже консервативным представлениям о высоком искусстве.
115 работ в трех этих техниках собраны не в хронологическую подборку, а в исследование мотивов и тем, интересовавших авторов на протяжении 180-летней истории фотографии. Среди снимков из Национальной библиотеки Франции и Французского фотографического общества в Париже, фотографической Коллекции Остлихт (Вена) и Государственного исторического музея дагеротипы самого Дагера, англичанина Антуана Клоде, нашего Сергея Левицкого; автохромы Антонена Персонна, фотографа Французского фотографического общества; поляроиды американского пейзажиста Энсела Адамса и гуру фэшн-фотографии Хельмута Ньютона.
Фото: Андре Ашет. Зеленый чепец. 1907–1945. Французское фотографическое общество, Париж