Афиша выставки «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985» в Москве
«Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков» — ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла — становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение — опытом вторжения в личное пространство.
Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В советское время, однако, «секретиками» становились не только произведения искусства, но и духовные практики — от йоги и эзотерики до альтернативной медицины. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания».
История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Произведения искусства, объекты неизвестного назначения и архивные материалы (дневники, фотоальбомы, самиздат) объединены в общую смысловую сеть.
Запечатанные конверты самоуничтожающихся сообщений. Погребенные капсулы времени. Игры с правилами, которые никогда не раскрывались. Произведения искусства, посаженные в открытом поле, как картофель, и живой художник, выкопанный из временной могилы. Выставки-квартирники в полной темноте или с экспонатами, скрытыми на виду среди скучных предметов повседневной жизни. Все это — загадочные конструкции советского нонконформистского искусства Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других. В выставке они сопоставлены с экспериментами мыслителей и активистов неподцензурной литературы (Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева и других).
Особенности духовного самосознания советских хиппи и других нонконформистов проиллюстрированы документами о взаимодействии с китайской «Книгой перемен», практиках йоги, экуменизме. Кроме того, выставка продемонстрирует влияние неофициальной культуры на более широкие социальные слои и расскажет о телесных практиках «заботы о себе» в пронизанном коллективизмом СССР брежневской эпохи.
Художник Ян Гинзбург создаст для выставки инсталляцию «Комната гениев» — вариацию «доски почета», на которой собраны портреты мыслителей и политиков, считавшихся в официальной культуре СССР носителями мудрости и истинного знания. «Комната гениев» послужит и постскриптумом к непростой истории ХХ века, и размышлением о границах идеологической нормы и стратегиях ее насильственного утверждения в советской повседневности.
«Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985» продолжает серию выставочных проектов Музея, основанных на документах, хранящихся в Архиве «Гаража», среди которых — «Перформанс в России: картография истории» (2014), «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» (2015), «Холин и Сапгир. На правах рукописи» (2017).
Отзывы о ««Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / историческая
Закат в сто сорок солнц
Выставка о космических мечтаниях и разочарованиях от начала XX века до наших дней.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.