Отзывы о выставке «Мир! Дружба! Дизайн!» в Москве

Оценка редакции
jenybur 2 января 2020, 09:11

Не стала бы я писать этот отзыв, если бы у меня не было ощущения, что смогу сказать что-то ценное, поэтому...
Когда мы говорим о музейной выставке, мы говорим о коллекции, которая будет помещена в определенное окружение и соответствующий нарратив. Понятно, что если мы выставляем условных передвижников, то нам глубоко все равно, в каком окружении они будут находиться и в какой нарратив будут помещены: это можно сделать лучше или хуже, посетители все равно пойдут на выставку и будут довольны.
Здесь же мы говорим о коллекции, которая имеет сама по себе крайне сомнительную ценность. Исключая некоторые объекты, вроде фоторужья или приемника "Микро", они редкие и могут быть интересны сами по себе. Остальное либо есть дома у всех тех, кто пока не выкинул, либо вообще - презентационная модель: их можно выпустить десятки, если не сотни, это не то, зачем люди пойдут на выставку только чтобы посмотреть.
Соответственно, в такой коллекции самое важное - это нарратив: как коллекция будет представлена и что расскажет. Будем честными, в мировой практике есть коллекции и похуже, которые представлены так, что окружение и нарратив придают выставке ценность, которой многие музеи позавидуют.
Здесь же не очень понятно, "что хотел сказать автор", концепт-арты, советская техника - все свалено вместе, стоит в витринах, не допускает никакого взаимодействия с объектами, на стенах висят полотна текста, которые даже как-то не тянет читать (на хорошей выставке тянет).
При том, что потенциал у выставки есть, хотя бы потому, что часть коллекции - дипломные работы студентов с факультетов дизайна. Учитывая интерес к дизайну как профессии и к образованию в этой сфере, уже это можно было бы развернуть к зрителю и привлечь его.
Нужно просто разработать концепт и нарратив, чтобы зритель, выходя с выставки получил какие-то новые знания, а не просто посмотрел на кухонный комбайн из 2000-х, который у него дома стоит. Нужно было просто подумать, в каком окружении это комбайн будет рассказывать об истории.
Отдельно стоит отметить работу организаторов выставки с продукцией современных концернов с этической точки зрения.
Электрокар Лада на музейной выставке выглядит просто смешно, так как любо пришедший туда человек обычно имеет уже определенное мнение о продукции данного концерна, весьма нелестное и идущее в разрез с концепцией музейного экспоната. Если идея была в том, чтобы повторить успех Дюшана с сушилкой для бутылок и придать электрокару ценность, поместив его в музейное окружение, так такой фокус проходил в 1914, с тех пор много времени прошло.
Ну и наконец, выставлять Суперждет 100 Сухого - тоже так себе идея с чисто моральной точки зрения, по какой бы причине этот самолет не бился.
Исходя из всего выше, складывается впечатление, что организаторы просто не подумали о нарративе и попытались представить коллекцию как вещь в себе. И это при том, что учитывая, кто был спонсором выставки, можно было бы заказать табун специалистов, которые и не такое вытягивали.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / дизайн