Афиша выставки «Воспоминание об Aptart» в Москве
Выставка «Воспоминание об APTART» станет шестым проектом, осуществленным в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Программа сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства, а каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. В центре выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда — самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год.
Название выставочной площадки, а в будущем и целого ответвления московского концептуализма, — это игра слов, придуманная в ходе разговора Никиты Алексеева, Михаила Рошаля и Свена Гундлаха. В «APTART» слились «apartment» и «art», обозначая тем самым непосредственное место своего создания, то есть «квартиру», и дважды подчеркивая свою принадлежность к области «арта».
Позднее APTART вышел за рамки квартиры, и было проведено два выездных события: «AP‑ TART на пленэре» и «APTART за забором», отразив принципы игровой формы и преобладания действия над глубокими философскими смыслами, характерные для московского концептуализма. Ядром APTART были несхожие художники разных поколений: Никита Алексеев, Михаил Рошаль (чья квартира располагалась по соседству), группа «Мухомор», Вадим Захаров и Виктор Скерсис, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер. В выставочном процессе участвовали и Андрей Монастырский, и Николай Панитков. Чрезвычайно важно, что APTART стал выставочным пространством для молодых художников из Одессы, так называемой одесской «Новой волны»: Сергея Ануфриева, Ларисы Резун, группы «Перцы» (Олег Петренко / Людмила Скрипкина), Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, Леонида Войцехова. По сути, APTART являлся платформой, объединившей довольно обширную группу художников, которые нуждались в собственном месте для выставочных проектов и платформе для декларации своих целей и задач в искусстве. Несмотря на различие их художественных подходов и стилей, всех участников объединяло ироничное отношение к искусству и жизни, свобода в интерпретациях, мышлении и поведении. На территории APTART не велась кураторская деятельность в ее современном понимании и не было рыночных отношений, потому AP‑ TART можно назвать площадкой репрезентации наиболее актуальных тенденций в искусстве того времени. Начавшись как пародия на квартирные выставки, APTART со временем стал «местом силы» и генерирования новых идей, художественным проектом, открывшим новую страницу в русском искусстве 1980‑х годов. По сути, APTART сыграл роль серьёзной институции и на время стал единственным экспертным советом андеграундного искусства. В период господства социалистического реализма на территории «легального» искусства, в пределах APTART протекал нормальный художественный процесс, адекватный западному.
На выставке будут представлены работы Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Сергея Ануфриева, Вадима Захарова, Константина Звездочётова, Георгия Кизельвальтера, Юрия Лейдермана, Владимира и Сергея Мироненко, Ларисы Резун‑Звездочетовой, Виктора Скерсиса, Александра Филиппова.
Отзывы о ««Воспоминание об Aptart»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
Николай Полисский. Электроарт
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Электроарт» Николая Полисского — одного из самых известных российских художников, основателя крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» и уже ставшего культовым фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние».
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.