Афиша выставки Томас Сарасено «Движущие атмосферы» в Москве
Инсталляция для «Гаража» продолжает многолетние опыты по освоению неба и увлечение Сарасено проектированием воздухоплавательных аппаратов. По убеждению Сарасено, именно воздушное пространство может стать новой средой обитания человека будущего, а сама миграция в небо должна произойти без использования ископаемого топлива и стимулировать рождение качественно новых, кажущихся сегодня лишь утопическими, отношений между людьми, а также между человеком и природой.
Уже более десяти лет проекты Сарасено посвящены созданию нового образа мира — «мира без капитализма, патриархата, выбросов углекислого газа и потребительского отношения к планете, мира новых отношений с окружающей средой, без ископаемого и сжигаемого топлива, гелия, водорода, солнечных панелей и батарей». Сарасено предлагает представить новую эпоху, которую он называет эпохой аэроцена. Художественной и научной разработкой идей для аэроцена занимается одноименное междисциплинарное сообщество, объединяющее специалистов со всего мира. Аэроцен должен прийти на смену антропоцену, нынешней геологической эпохе, отмеченной крупными экологическими потрясениями, в которой капиталистическая деятельность отдельных людей и корпораций стала главным двигателем изменений окружающей среды и климата на Земле.
Инсталляция Сарасено — один из многих шагов на пути к воплощению идеалов аэроцена. Парящая в воздухе полузеркальная сфера — образ одной из сотен воздушных сред обитания будущего (отсюда множественное число в названии), которые должны заполнить небо и в которые должен переселиться человек. Новые среды жизни Сарасено это еще и средства передвижения: они движимы ветром, они — движущиеся по миру, движущие нас вместе с ними. В рамках сотрудничества с «Гаражом» Сарасено впервые в своей практике работает с новым материалом — прозрачной и чрезвычайно износостойкой пленкой на основе ETFE-полимера, созданного для космической промышленности. Использование этого материала превращает скульптуру в рабочий прототип воздушного шара, способного осуществлять аэросолнечные полеты по Земле — только при помощи солнечного тепла и силы ветра.
В конце 1970-х французский Национальный центр космических исследований, в арт-резиденции которого в 2012 году работал Томас Сарасено, начал проводить запуски инфракрасных монгольфьеров (montgolfière infrarouge, MIR) в верхние слои атмосферы. Внешний вид этих воздухоплавательных аппаратов, способных совершать дальние перелеты на высоте от 20 до 40 километров и также разработанных с использованием ETFE-полимера, — результат многолетних научных разработок Центра. Оболочка этих монгольфьеров выполнена из двух ультралегких материалов — зеркальной и прозрачной пленки. Зеркальная часть отражает солнечную радиацию и не позволяет аэростату перегреваться в течение дня, а прозрачная поддерживает температуру внутри шара ночью, пропуская инфракрасное излучение от поверхности земли. Инсталляция «Движущие атмосферы» — это уменьшенная модель тех самых воздухоплавательных аппаратов.
В российском контексте «Движущие атмосферы» оказываются созвучны визионерским идеям русских космистов, которые предвещали скорое переселение за пределы Земли, а также самым смелым архитектурным концепциям советского авангарда, которые предлагали людям, зданиям и целым городам взлететь. Главный русский космист Николай Федоров считал, что музей находится в фундаментальном противоречии с идеей прогресса, и стремился объединить пространство жизни и пространство музея. В творчестве Сарасено прослеживается аналогичное утопическое построение, поскольку его работы имеют прагматическое измерение, и именно музей становится той площадкой, где идеи художника обретают горизонт воплощения.
Отзывы о «Томас Сарасено «Движущие атмосферы»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
Николай Полисский. Электроарт
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Электроарт» Николая Полисского — одного из самых известных российских художников, основателя крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» и уже ставшего культовым фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние».
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.