Афиша выставки Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина». Впервые основной темой экспозиции станет не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже. На выставке показано более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания И.А. Морозова, малотиражные произведения, созданные Пабло Пикассо в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар-деко.
Керамика оказалась для художников органичным продолжением их творчества: выбор изобразительных мотивов, ритмическое построение композиций, особенности палитры и характерного мазка позволяют безошибочно увидеть в каждом из этих предметов авторскую индивидуальность. Так, Пабло Пикассо и Фернан Леже всегда были сторонниками наиболее широкого внедрения искусства в повседневную жизнь. Особенно это касалось мотивов графических листов Пикассо, которому хотелось видеть свою керамику в домах и на рынках или, как он сказал в одном из интервью, «увидеть женщину, идущую за водой к фонтану с одним из моих кувшинов».
Одновременно с малотиражными произведениями Пикассо и Леже на выставке представлены поистине уникальные экземпляры, приобретенные в начале XX века знаменитым коллекционером Иваном Морозовым. Фаянсовые вазы с живописными композициями Мориса Дени, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жана Пюи являются самыми необычными произведениями в его собрании. Их относят к так называемой «аньерской школе» (франц. – l'école d'Asnières), которая объединяет французских художников разных направлений, с 1906 по 1911 годы работавших в мастерской керамиста Андре Мете (1871–1920) в Аньер-сюр-Сен. В 1906 году один из самых известных парижских торговцев искусством Амбруаз Воллар обратился к нему с необычным предложением – наладить производство уникального фаянса, который бы расписывали живописцы новых направлений. Целью этого эксперимента, помимо ожидаемого коммерческого успеха, была еще и адаптация нового художественного языка к вкусам широкой публики. Керамика фовистов оказалась, в результате, наиболее успешной частью эксперимента Воллара. Ограниченность и яркость палитры эмалей, открытость этих художников к традиционным формам искусства и редкая для них возможность попробовать себя в качестве орнаменталистов делали этот вид творчества особенно привлекательным.
Анри Матисс также начинал работать в керамике в мастерской Андре Мете. Однако затем он надолго оставил этот жанр и вернулся к глине только в конце своего творческого пути. В музейном собрании находятся три работы А. Матисса, относящиеся ко второму, последнему керамическому периоду. Художник жил в это время на Лазурном Берегу, где в конце 1940-х годов начался мощный всплеск интереса к этому древнему ремеслу. Здесь открывались все новые керамические мастерские, в этом материале пробовали себя многие современные живописцы, приезжающие на юг. Керамика интересовала Матисса прежде всего как материал для монументальной росписи. Центральным произведением тех лет стала спроектированная им маленькая капелла Чёток монастыря доминиканок в Сен-Поль-де-Ванс, которую он назвал «конечной целью всех трудов своей жизни».
Для иллюстрации творческого метода художников произведения декоративно-прикладного искусства дополнены графическими работами из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и частной коллекции.