Афиша выставки Мягкая родина в Москве
Слово «родина» этимологически восходит к понятиям «род», «семья», «место рождения», но в контексте выставки синтезируется с более сложной моделью отношений между индивидом и обществом, личностью и государственной машиной. Ироничной квинтэссенцией этого понятия стала открывающая экспозицию на первом этаже монументальная одноименная работа Дмитрия Цветкова в виде шерстяного одеяла, расшитого жемчугом по форме, напоминающей контуры России, где каждый регион – это отдельная мягкая драгоценная подушка.
Выставочное пространство само по себе является тотальной инсталляцией. Интерес к деконструкции границ искусства, опрокидыванию сложившихся мысленных и эстетических моделей продиктовал брутальную эстетику застройки. К тому же использование грубых материалов – неокрашенной фанеры, картона, крафт-бумаги, зеркальных листов и металла – отголоски грандиозной стройки, распаковки и монтажа произведений. Нестандартный архитектурный сценарий подчеркивает идеологию Фонда как художественного полигона экспериментальных идей. “WE ARE OPEN!”
Организаторы показывают значимые работы коллекции от нонконформистов до художников «уличной волны», погружая зрителя в сюрреалистический мир «мягкой родины». Главные имена, проблематика, историческая и современная рефлексии объединены в три основных лейтмотива – пространство и время в микро-, макро- и мегамире, телесность, абстракция. Экспозиция занимает три этажа, где каждый этаж является продолжением предыдущего.
Произведения второго этажа знаменуют проявление маскулиного начала. Символы власти, духовной борьбы, брутальной проповеди выражены в работах Андрея Филиппова, Рината Волигамси, Сергея Ануфриева. Видеоряд «Гимны Московии» Дмитрия Венкова подключает инструмент психологической адаптации. Исследованию взаимоотношений города и индивида посвящена концептуальная модель реальности Сергея Шаблавина.
Третий этаж объединяет работы, затрагивающие актуальные проявления «женского». Провокационные произведения Виты Буйвид, Олега Кулика, Марата (Morik) Данильяна, Кира Эсадова, Медведева Ма обладают «звериной» сущностью, возвращают зрителя от абстрактного эстетического опыта к конкретному физическому переживанию искусства. Различные художественные практики и многообразные, порой диаметрально противоположные трактовки гендера и тела – темы, проходящие красной нитью через все произведения, позволяют уйти от стереотипного мышления и задать табуированные вопросы о свободе самоопределения, смещении гендерных границ и проблематике. Как и в предыдущей части выставки, здесь продолжается ироничная игра без заранее выстроенных правил, построенная на контрастном взаимодействии красоты и неприглядности, силы и хрупкости, боли и наслаждении.
Четвертый этаж посвящен ключевым нонконформистским группировкам XX века, работам так называемых «шестидесятников» и членов питерской «Новой академии». Михаил Шварцман, Леонид Пурыгин, Инал Савченков и другие исследуют универсальные темы, такие как жизнь, смерть, любовь, тревога и одиночество. Преследуемые цензурой, художники 60-х – 80-х годов не имели возможности открытого высказывания, по-разному выстраивали взаимоотношения с родиной – от создания андеграундных объединений и ухода «в подполье» до вынужденной эмиграции за рубеж.
Выставка «Мягкая родина» представляет собой открытый арт-процесс как с точки зрения содержания, так и состава, и предлагает выстроить посетителям собственную систему интерпретаций. Осознание родины, социальной патологии, открытой сексуальности, роли власти, контроля и уязвимости перетекают от произведения к произведению, порой устанавливая неожиданные ассоциации и параллели. Таким образом, кураторы приглашают зрителей к свободному диалогу, размышлениям, новому опыту и чистому переживанию.