Афиша выставки Сиена на заре Ренессанса в Москве
Новый выставочный проект позволит познакомиться с искусством живописцев, работавших в XIII–XV веках в Сиене – одном из ведущих художественных центров того времени. В выставке участвуют произведения из знаменитого собрания Национальной пинакотеки в Сиене, а также Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина. В России подобная выставка проводится впервые, а отобранные произведения обладают особой ценностью и лишь в исключительных случаях покидают стены родных музеев. Среди уникальных экспонатов из Италии – деревянные таблички «таволетты Биккерны», расписанные лучшими художниками Сиены. Выставка является частью обширной программы перекрестного года музеев России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы. Проект проходит при поддержке Посольства Италии в Москве.
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые представит российской публике сиенскую школу живописи, расскажет об ее эволюции с XIII по XV век и исключительной значимости в период, непосредственно предшествовавший эпохе Возрождения. Для российского зрителя знакомство с произведениями сиенской живописи XIII–XV веков имеет особое значение, именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи, продолжавшей сохранять верность византийской традиции. Одна из задач проекта – познакомить посетителей с собранием Национальной пинакотеки Сиены, одного из крупнейших и значимых музеев Италии, в котором особенно полно представлена местная школа живописи. ГМИИ им. А.С. Пушкина также располагает уникальными памятниками сиенской живописи XIV–XV веков. Особого внимания заслуживает подписное «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, ученика Дуччо, две створки полиптиха Сансеполькро художника Сассетты, а также произведения Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли, Бернардино Фунгаи и других мастеров. Это позволяет объединить коллекции и построить диалог между произведениями из Италии и России.
Сиенская школа живописи известна своей многогранностью и присущим только ей смешением византийских, готических и ренессансных элементов, создающих уникальный сплав разных художественных традиций. С самого начала своего формирования в конце XIII века она находилась под влиянием византийского искусства. В это время в Сиене работал Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто и основоположник местной художественной традиции, деятельность которого документально засвидетельствована с 1278 года. В его работах еще обнаруживается тесная связь с искусством Византии и одновременно прослеживается тяга к готической стилистике, изящество и тонкость которой оставит в сиенском искусстве очевидный след. На мастерскую Дуччо, где постоянно рождалось нечто новое, ориентировались многие художники, в том числе, представленные на выставке Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколó ди Сенья. Среди них – Симоне Мартини, в чьем исполнении сцены жития святых, отличающиеся умелым построением пространства, обретали новую ясность формы и убедительность. Влияние стиля Симоне Мартини на последующую сиенскую живопись ощущалось во всем, его развивал целый ряд художников, его «товарищей», как называли их в то время. Одним из прямых преемников мастера был его помощник Липпо Мемми. Тесное сотрудничество с наставником создало трудности в атрибуции произведений, тем не менее, у Липпо был собственный стиль, особенно заметный в подписанных им работах.
В период, когда карьера Дуччо близилась к завершению, а Симоне Мартини вступил в полосу зрелости, громко заявили о себе два других выдающихся сиенских художника XIV века – братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Пьетро, соединяя в своем творчестве элементы стилей Дуччо, Джотто и Симоне Мартини, тяготел к европейской готике, которую он знал по работам ювелиров, а также испытывал влияние скульптуры Джованни Пизано. Амброджо Лоренцетти, которого уже историки XV столетия признавали вторым по значению художником Треченто после Джотто, считали художником-философом, художником-интеллектуалом, в том числе благодаря его участию в политической жизни Сиены. Интерпретация пространства в работах мастера и интуитивное использование перспективы позволяют исследователям говорить о метафизической составляющей в произведениях Амброджо.
Братья Лоренцетти умерли во время эпидемии чумы, потрясшей Европу в 1348 году, однако сиенские художники второй половины XIV века неизбежно двигались по пути, проложенному этими выдающимися мастерами. Среди их последователей, чьи работы можно увидеть на выставке, стоит назвать Бартоло ди Фреди, одного из самых успешных художников второй половины столетия, в произведениях которого откровенная декоративность сочетается с экспрессивностью; Таддео ди Бартоло, работавшего не только в Сиене, но и в других Тосканских городах, а также в Лигуриии и Умбрии; Паоло ди Джованни Феи, который, несмотря на тяготение к стилю Симоне Мартини, сумел найти собственный, оригинальный способ его интерпретации и занял особое место в рамках интернациональной готики.
В начале XV века, когда во Флоренции набирала силу Ренессансная традиция, в Сиене такие художники как Сассетта (Стефано ди Джованни), Джованни ди Паоло, Сано ди Пьетро и другие, формировали свой собственный, узнаваемый художественный язык, опираясь на традиции их выдающихся предшественников. Все то новое, что принесла с собой эпоха Возрождения, приспосабливалось к местному стилю – изящному, утонченному, элегантному, основанному на исключительном техническом мастерстве, что делает сиенскую школу уникальной для своего времени. Для сиенской живописной школы характерна ярко выраженная индивидуальность, ее приверженность традициям и стремление продемонстрировать независимость от Флоренции, наряду с которой Сиена долгое время оставалась одним из главных художественных центров Италии. Даже когда в XV веке Сиена столкнулась с экономическим и политическим кризисом, ее искусство все еще процветало, пока, наконец, не уступило первенство флорентийской школе.
Наряду с живописью на религиозные сюжеты на выставке можно увидеть «таволетты Биккерны» – 10 табличек, представляющих собой уникальную форму светского искусства, имевшую место только в Сиене. Российский зритель впервые получит возможность познакомиться с лучшими образцами этого малоизвестного жанра благодаря поддержке банка ВТБ. Такое число таволетт никогда не покидало Главный архив Сиены, где они из соображений сохранности и их исключительной ценности не находятся в постоянном открытом доступе. «Таволетты Биккерны», также известные как «Биккерны» по названию учреждения, для которого они изготовлялись, или как «таволетты», то есть «дощечки» – написанные на деревянной основе обложки расходных книг сиенского казначейства. «Биккерны» расписывали со Средних веков (1257) до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших сиенских художников – братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. Изначально таволетты носили утилитарную функцию. Простые рисунки, помогавшие быстро находить нужную книгу, оформились в особый жанр светской живописи, иконография которой включала изображения возглавлявших казначейства лиц и их рабочих мест. Со временем из утилитарного элемента таволетты превратились в оригинальное произведение искусства, а позднее – в предмет коллекционирования. Вместе с тем, сегодня они представляют собой важнейший источник знаний об истории Сиены и об устройстве сиенского государства.
Выставка произведений мастеров сиенской школы продолжает серию экспозиций, представляющих важнейшие моменты в истории итальянской живописи. В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже состоялись проекты, посвященные выдающимся мастерам – Караваджо (2011–2012), Тициану (2013), Рафаэлю (2016), – а также коллекции Академии Каррара в Бергамо (2014); совместные проекты с Фондом Роберто Лонги во Флоренции («Караваджо и последователи», 2015), с Палаццо Кьерикати в Виченце («От Тьеполо до Каналетто и Гварди», 2018–2019), с Национальным музеем Каподимонте в Неаполе («Артемизия Джентилески и современники», 2019). Куратором этих проектов, как и настоящей выставки, является Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отзывы о «Сиена на заре Ренессанса»
Золото, золото, много золота, красный, красный, немного синего. Очень мало синего — лазурит был подороже золота. Яркий цвет работ и полумрак огромных выставочных залов вводят в медитативное состояние.
Выставка «Сиена на заре Ренессанса» в Пушкинском делает зрителя свидетелем рождения европейской живописи. От работ тринадцатого века, очень близких к византийским иконам (специалисты, конечно, объяснят отличия, но я бы не отличил) мы движемся постепенно к пятнадцатому веку.
Всё происходит на наших глазах. Рождение светской живописи в Сиене происходит своим забавным путём: рисунки на деревянных обложках бухгалтерских книг республики. Сначала простые рисунки, гербы, довольно схематически изображённые чиновники республики, потом сложнее, и сложнее: Дева Мария защищает Сиену, сиенцы вручают ключи от города Богородице, и, наконец, сложные многофигургые светские композиции вроде свадьбы знатного семейства. Потом, конечно, дело заканчивается уже просто светскими работами большого формата, обложки бухгалтерских книг своё дело сделали.
Выставку стоит рассматривать долго. В этих работах есть своя тайна, своё секретное дыхание ушедшего. Часто символизм нам уже не понятен. Как пример — посмотрите на выставке на «Сан Доннино с членами братства», написанная Таддео ди Бартоло около 1397 года: кто этот смуглый мужчина в левом нижнем углу, и почему в его шею вцепилась собака? Он тоже стоит на коленях, сложив молитвенно руки, как и члены монашеского братства в правом углу, но собака терзает его, видна текущая кровь. Кто он? Или символ чего он? Современники тотчас считывали смысл, а для меня это уже загадка.
Выставка до 3 октября, обязательно сходите. Примерно половина работ «своих», из Пушкинского, но большинство я никогда не видел, они в запасниках, другая половина — из музея и архивов Сиены, а также музеев Тосканы, другого шанса увидеть все эти работы вместе и сопоставить не будет.