Отзывы о выставке Сиена на заре Ренессанса в Москве
Золото, золото, много золота, красный, красный, немного синего. Очень мало синего — лазурит был подороже золота. Яркий цвет работ и полумрак огромных выставочных залов вводят в медитативное состояние.
Выставка «Сиена на заре Ренессанса» в Пушкинском делает зрителя свидетелем рождения европейской живописи. От работ тринадцатого века, очень близких к византийским иконам (специалисты, конечно, объяснят отличия, но я бы не отличил) мы движемся постепенно к пятнадцатому веку.
Всё происходит на наших глазах. Рождение светской живописи в Сиене происходит своим забавным путём: рисунки на деревянных обложках бухгалтерских книг республики. Сначала простые рисунки, гербы, довольно схематически изображённые чиновники республики, потом сложнее, и сложнее: Дева Мария защищает Сиену, сиенцы вручают ключи от города Богородице, и, наконец, сложные многофигургые светские композиции вроде свадьбы знатного семейства. Потом, конечно, дело заканчивается уже просто светскими работами большого формата, обложки бухгалтерских книг своё дело сделали.
Выставку стоит рассматривать долго. В этих работах есть своя тайна, своё секретное дыхание ушедшего. Часто символизм нам уже не понятен. Как пример — посмотрите на выставке на «Сан Доннино с членами братства», написанная Таддео ди Бартоло около 1397 года: кто этот смуглый мужчина в левом нижнем углу, и почему в его шею вцепилась собака? Он тоже стоит на коленях, сложив молитвенно руки, как и члены монашеского братства в правом углу, но собака терзает его, видна текущая кровь. Кто он? Или символ чего он? Современники тотчас считывали смысл, а для меня это уже загадка.
Выставка до 3 октября, обязательно сходите. Примерно половина работ «своих», из Пушкинского, но большинство я никогда не видел, они в запасниках, другая половина — из музея и архивов Сиены, а также музеев Тосканы, другого шанса увидеть все эти работы вместе и сопоставить не будет.