Афиша выставки Музы Монпарнаса в Москве
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка, посвященная легендам парижского района Монпарнас — женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох.
Большинство произведений предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и будут показаны в России впервые. Партнер выставки — Фонд Фридриха Науманна за свободу.
Всего на выставке будет экспонироваться более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, более 10 художественных фотографий, а также архивные документы и материалы. Многие из них хранятся в частных коллекциях.
В свободной и раскрепощенной среде района Монпарнас легко и быстро раскрывались таланты художниц и моделей, писательниц и коллекционеров, ярких светских фигур. Эта выставка – рассказ о наиболее важных, знаменитых и незаслуженно забытых действующих лицах художественной сцены Монпарнаса в первые десятилетия ХХ столетия.
В последние десятилетия XIX века Париж был тем редким местом, где женщины, стремящиеся реализовать себя в искусстве, могли получить художественное образование. Пока государственные институции оказывались доступными лишь для мужчин, частные школы-«академии» открывали особые женские классы. Выпускницы этих учебных заведений сыграли важнейшую роль в сложении славы Монпарнаса как центра современного искусства. Среди учениц монпарнасских академий в 1900–1910-х годах оказались и будущие создательницы русского авангарда. Произведения Александры Экстер, Любови Поповой, Марии Васильевой и уникальный альбом ученических рисунков Надежды Удальцовой открывают экспозицию.
На Монпарнасе располагались как школы, обучавшие живописи, так и частные академии – Филиппо Коларосси и Де ла Гранд-Шомьер, где девушкам преподавали основы скульптурного мастерства. В этих двух учебных заведениях занимались в свое время такие известные мастера, как Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина и другие. Их работы, как и произведения других скульпторов Монпарнаса, будут экспонированы в отдельном зале выставки, напоминающем скульптурную мастерскую.
«Сестры по кисти» подавали своим коллегам-мужчинам пример сплоченности. Фраза «женское искусство» означала не только творческие возможности, но и взаимовыручку. С 1900-х по 1930-е наиболее заметны на парижских Салонах были художницы Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Тамара Лемпицкая, чьи работы станут своеобразным ядром всего проекта.
Следующий зал перенесет нас в атмосферу знаменитой мастерской на улице дю Мэн, 21, принадлежавшей Марии Васильевой. Это место было знакомо любому на Монпарнасе, а его хозяйка словно умудрялась быть во всех местах одновременно. На празднествах ее ждали как танцора, душу компании и даже гадалку, эксцентричную и непредсказуемую. На художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру ее картин и коллажей.
В 1924 году в Париже открывает свое «Симультанное ателье» Соня Делоне. Наряду с живописью и графикой, художница рано обратилась к дизайну и моде. В созданных ею тканях, предметах одежды и интерьера эстетика авангарда сочеталась с яркой декоративностью мотива. Это увлечение стало делом жизни и источником дохода. В «Симультанном ателье» стремились одеваться аристократки и представительницы интеллектуальной элиты, актрисы и кинозвезды.
Сердцем художественного Монпарнаса было пересечение одноименного бульвара и бульвара Распай – перекресток Вавен. С первых лет ХХ столетия здесь появились артистические кафе, среди которых особенно прославилась «Ротонда», где можно было проводить часы, заплатив лишь за чашку кофе, а стены были покрыты работами художников, часто принятыми в оплату вместо денег. Здесь заключались пари и делались карьеры, возникали романы, восходили и угасали звезды. «Ротонда» стала центром нового «вавилонского столпотворения» на Монпарнасе. Многие ее посетители, такие как Жанна Эбютерн, Кики с Монпарнаса или Юки, превратились в «живые легенды».
Когда в конце 1920-х в мире разразился экономический кризис и стали набирать силу тоталитарные режимы, беспечный праздник на Монпарнасе закончился. Тревожную и настороженную атмосферу времени наиболее чутко смогли уловить сюрреалисты. Последняя часть выставки, «Покидая Монпарнас», рассказывает об участницах этого движения — Клод Каон, Леоноре Фини, Доре Маар.
«В экспозиции мы хотели собрать воедино галерею наиболее ярких образов из тех, кто в 1900–1940-х годах утверждал роль женщины в разных областях искусства, и показать их в самом насыщенном в те времена «центре притяжения» — парижском районе Монпарнас. Именно в это время и в этом месте в спорах и соперничестве, через насмешки и непонимание постепенно сложились основы привычного для нас сегодня отношения к женщине в искусстве», — Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Кураторская группа: Сильви Бюиссон (Париж), Мария Салина, Алексей Петухов, Наталья Кортунова, Ирина Лебель (Париж)
Участники проекта: Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей; Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный центральный музей кино, Российский государственный архив литературы и искусства, Городской музей современного искусства Парижа; Музей изящных искусств, Лион, Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Cен, галереи и частные собрания России, Европы и США.
Отзывы о «Музы Монпарнаса»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Музы Монпарнаса»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.