Афиша выставки По (не)предвиденным обстоятельствам в Москве
Куратор: Роман Минаев
Художники: Александр Повзнер, Антонина Баевер, Федор Балашев, Эллина Геннадьевна, Андрей Головин, Наталия Зинцова, Мария Кабашова, Илья Колесников, Галина Луппо, Роман Минаев, Евгения Панина.
30 сентября в Новом крыле Дома Гоголя открывается выставка «По (не)предвиденным
В 1994 году художника Авдея Тер-Оганьяна, который в своих работах цитировал известных модернистов, пригласили к участию во Второй цетинской биеннале в Черногории. Идея его работы заключалась в реконструкции мастерской Джексона Поллока. По замыслу автора следы от краски на полу и на стенах в отдельной комнате должны были служить подсказкой, что здесь творил великий мастер дриппинга – раскатывал холсты и создавал свои экспрессивные психограммы. Но в первый же день подготовки к выставке у Тер-Оганьяна украли краску. Удалось достать другую, но очень мало. И художнику пришлось аккуратно кисточкой где придется разбрызгивать старательные кляксы. Инсталляцией он остался недоволен, хотя осадок этот был великодушно компенсирован теплым приемом и веселым застольем. После официального открытия биеннале художники разъехались по домам, а куратор выставки Андрей Ерофеев приступил к документации экспозиции для каталога. Выставка проходила в бывшей школе, помещения которой обычно использовались под художественные мастерские. В воображаемой мастерской Джексона Поллока стояло несколько развернутых к стене чужих холстов. Они вроде особо не мешали работе, но в ходе взаимодействия с публикой оказались почему-то обращены к зрителю. Это были яркие живописные полотна с черногорскими пейзажами. Именно такой вид открылся куратору выставки, когда он навел объектив своей автоматической камеры на инсталляцию Тер-Оганьяна. В каталоге эта фотография появилась на развороте с подписью: Авдей Тер-Оганьян. Мастерская Джефа Кунса.
Подобные случаи проявления халатности, когда автор теряет контроль над производством смысла в своем произведении, можно было бы рассматривать как преступные, если бы они каким-то образом влекли за собой последствия, угрожающие жизни или здоровью человека. При тоталитарном режиме несерьезное отношение художника к идеологии могло бы стоить ему карьеры, свободы или даже головы. Но к счастью мы живем при демократическом строе, когда лишь некоторые темы вытеснены из области публичного высказывания ради сохранения атмосферы дружбы и взаимопонимания. Ко всему прочему, случайность может быть намеренной и носить характер авангардного жеста, введенного еще дадаистами, которые при помощи абсурдных высказываний выражали протест по отношению к консервативной культуре своего времени. Логика обращения к случайности лежит, в том числе и в отрицании исключительной роли художника в обществе. Потому как обязательный характер произведения претендует на установление назидательной власти контекста и формирует ложные авторитеты. В таком случае заведомая непреднамеренность может быть снова рассмотрена как отказ от необходимости отвечать разным сомнительным критериям. Все равно они устаревают раньше, чем человек успевает к ним привыкнуть.
Выставочный проект «По (не)предвиденным обстоятельствам» объединяет работы художников, которые посредством различных медиумов предлагают взглянуть на опыт случайных явлений как на самостоятельную категорию в современной художественной практике.