Афиша выставки В комнате в Москве
Галерея Треугольник рада представить"В комнате", первую двойную персональную выставку братьев Алексея и Антона Яковлевых (р. 1982 живут и работают в Калининграде).
Мы видели много смертей живописи. Вернее, попыток её похоронить. Несколько приходится на наше время - покончить с холстом и маслом должны были перформанс, видео, нонспектакулярное искусство, а уже в 2010-е - диджитал- и нет-арт. Но живопись продолжает жить, стойкостью напоминая большое дерево. Проходят века, рушатся цивилизации, Дерево остаётся на своём месте, дышит и прирастает годовыми кольцами. Так и живопись через эпохи прирастает смыслами.
Выставка братьев Алексея и Антона Яковлевых из Калининграда - свежий пример такой живописной "воли к жизни". Их работы напоминают альбом с фотографиями или дневник - где-то очень личный и проникновенный (портреты "Отец" и "Брат" Алексея Яковлева, "Мать моего ребёнка" Антона Яковлева), где-то лёгкий и яркий, как вкладыш на память ("Цветы в лимонадной бутылке" Антона Яковлева). Мы встречаемся взглядами с живыми и немного нездешними глазами героев из особой России - Калининграда - то ли нашего Ливерпуля, то ли прусской Абхазии. Эта живопись лиричная, забавная и очень серьёзная, наивная на первый взгляд, но на самом деле, мастерская и глубоко укоренённая в художественной традиции XX - XXI века.
Ближайшая аналогия к работам Яковлевых - знаменитая и очень популярная прямо сейчас американская художница Алис Нил (Alice Neel, 1900 - 1984). Ровесница века, умершая почти сорок лет назад, переживает посмертную славу в 2020-е. Отчасти, причина в том, что искусство Нил - идеальный пример этого органического накопления смыслов, которое удаётся живописи, лучше прочих медиумов. Нил прожила модернизм со всеми его прорывами и превращениями, и вошла в эпоху постмодерна в полной силе, не потеряв собственное узнаваемое лицо. Поздние и самые известные работы художницы - это живопись после модернистского искусства, живопись после фотографии и брендовой эффектности поп-арта. Трудно представить другой медиум, который мог бы впитать и взять на вооружение такие далёкие категории - авторскую вовлеченность и тематическую эклектику, лиризм и плакатную эффектность.
Работы Антона и Алексея Яковлевых - ещё один новый виток в бесконечной истории. Живопись после Алис Нил (в английском "after" значит и "после", и "по мотивам"), и что ещё важнее, после интернета и социальных сетей. Живопись в эпоху медиа. Посты-портреты особенно популярны и собирают больше всего лайков, как и личные истории. Публикации без фигуры человека почти обречены. Здесь жанр портрета попадает в пульс времени и, при этом, продолжает тысячелетнюю традицию. По аналогии, и натюрморт обновляет свои значения: момент красоты, выхваченный из повседневности, баланс композиции, символизм вещей. И что-то ещё.
В мире, переполненном изображениями, живопись оказывается чем-то большим, чем ещё одной картинкой. Это сверх-картинка, выделенная заинтересованным взглядом художника, вложением мастерства и времени и энергией самого жанра, накопленной веками.