Афиша выставки Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX - начала XXI века из собрания Третьяковской галереи в Москве
Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект, представляющий важнейшие страницы истории русского искусства 1960-х – начала 2000-х годов: от абстракций и кинетических опытов, наследующих открытиям русского авангарда, разработок нового языка для отражения реальности и картин-объектов основоположников московского концептуализма — до масштабных проектов и инсталляций современных художников.
Сохранение произведений того искусства, которое в советское время пребывало в подполье и имело статус неофициального, объявление достойными музеефикации художественных экспериментов современных авторов созвучно традиции, заложенной П.М. Третьяковым. Произведения, которым основатель Третьяковской галереи отдавал предпочтение, в глазах многих его современников были так же далеки от «настоящего», «прекрасного» искусства, как веком позже для официального искусствознания — работы мастеров советского андеграунда. Благодаря смелости, открытости новым веяниям и умению разглядеть шедевры в картинах авторов в коллекции Третьякова оказались произведения, которые в дальнейшем стали лучшими образцами отечественного искусства и прославили русскую живопись. После смерти основателя музей, носящий его имя и получивший статус национального, не только сохранял коллекцию, но и поставил задачу продолжать его дело. В 1920-х годах в Третьяковской галерее существовал специальный отдел нового и новейшего искусства, ликвидированный в эпоху господства социалистического реализма. Создание в начале 2000-х годов отдела новейших течений позволило Третьяковской галерее вновь стать музеем, открытым актуальным тенденциям.
Один из наиболее важных художников, чьи произведения представлены на выставке, — Михаил Рогинский. Выставка открывается работами Михаила Рогинского, мир которого складывался из простых бытовых реалий: примуса, стенки с розеткой, кухонной утвари, двери. Философия его искусства обнаруживает следы в работах многих художников разных поколений. Ведь в «вещи» Рогинского отразились и человек с окружающим его миром, и зависимость от реальности, и попытка побега от нее. Как изменилось и изменилось ли восприятие человека и его окружения за прошедшие 50 лет? Какие пути ухода от действительности предлагали авторы разных поколений и есть ли между ними различия? И наконец, способно ли искусство на преобразование мира, или ему остается лишь фиксировать следы крушения утопических упований авангарда? Экспозиция не предполагает жесткого деления на разделы, она развивается как единый текст с комментариями и отступлениями, ведь в центре внимания проекта — исследование процессов рождения искусства, его трансформации или, напротив, постоянства его предмета — через поиск связей и пересечений, ясных созвучий или случайных совпадений в произведениях художников разных поколений.
Экспозиция строится без традиционного деления на эпохи и стилевые направления. Выбор произведений обусловлен основополагающими для истории искусства темами: человек, пространство, мир. Выставка открывается работами современных классиков[ШВБ1] : Михаила Рогинского, Бориса Турецкого, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского, Эдуарда Штейнберга, Леонида Сокова, Бориса Орлова, Дмитрия Александровича Пригова и других мастеров. Камерные пространства Михаила Рогинского находят рифмы в инсталляциях Валерия Кошлякова, Ирины Кориной и Ани Жёлудь, персонажи 1970-х годов Турецкого — со «Страстями» Наталии Турновой, «Маленький человек» Кабакова — в «Шапках» Ольги Чернышевой, «Сон живописи» Игоря Макаревича — с металлическими «изделиями» Антона Ольшванга. «Горизонты» Тимура Новикова перекликаются с «Артефактами» Франциско Инфанте, а «Сигнальная система» Юрия Злотникова находит продолжение в «Точке вращения» Романа Сакина.
Фотография обложки «Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX - начала XXI века из собрания Третьяковской галереи».
Название изображения Антитеза квадрату. 1988. ГТГ. Автор Ю.С. Злотников. Источник tretyakovgallery.ru.
Отзывы о «Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX - начала XXI века из собрания Третьяковской галереи»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX - начала XXI века из собрания Третьяковской галереи»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.