Афиша выставки Велимир Хлебников. Король времени в Москве
Выдающийся поэт начала XX века, прозаик, драматург, автор утопических теорий, Хлебников вошел в историю русской литературы как реформатор поэтического языка, гений словотворчества и один из основоположников футуризма в России, придумавший для русской версии этого направления название «будетляне». «В Хлебникове есть всё!» — воскликнул один из крупнейших русских поэтов XX века О. Мандельштам литературоведу Н. Харджиеву, когда тот подарил ему только что вышедший первый том собрания сочинений Хлебникова. Его творчество оказало большое влияние на В. Маяковского, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого. С 1915 года Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.
Велимир Хлебников высоко ценил новаторские достижения близких ему по духу художников, полагая, что именно в живописи рождаются наиболее радикальные эстетические принципы, которые могут быть использованы в других областях творчества. «Живопись всегда говорила языком, доступным для всех… На долю художников мысли падает построение азбуки понятий, строя основных единиц мысли, — из них строится здание слова», — писал он.
Изображения Хлебникова, включенные в экспозицию, раскрывают дружеские и внутрицеховые связи поэта, являя разные грани творческой и человеческой натуры. Эпиграфом к галерее портретов, представленных на выставке — ликов и обличий Хлебникова, запечатленных как его современниками, так и нынешними почитателями его творчества, можно поставить хлебниковские строки «Моих друзей летели сонмы. Их семеро, их семеро, их сто!».
«Королем времени» (так нарекли драматурга друзья-футуристы) он предстает в загадочном символическом портрете Б. Григорьева «Хлебников в будущем» (1916), сосредоточенным и бескомпромиссным вождем «будетлян» — в рисунке В. Маяковского (1916), самопогруженным поэтом — в наброске Н. Кульбина (1913). Свидетелем последних дней Хлебникова стал известный график прошлого столетия П. Митурич, создавший пронзительно скорбные портреты поэта на смертном одре. Еще до личного знакомства с Хлебниковым Митурич стал страстным поклонником его творчества, делал графические композиции по мотивам его произведений, работал над циклом «Пространственная графика», пытаясь создать визуальные образы поэзии своего кумира. После смерти Хлебникова художник занимался изданием его стихов и прозы.
Современные интерпретации образа Хлебникова представлены рисунками А. Корсаковой-Рудович, А. Цедрика, скульптурами А. Зеленского и В. Клыкова.
Отдельный раздел выставки посвящен семье Велимира Хлебникова. Портреты отца и сестры поэта, выполненные П. Митуричем, также включены в экспозицию. В разделе иллюстраций представлены рисунки соратников Хлебникова к его стихам, поэмам и пьесам, а также коллекция футуристических книг из библиотеки Третьяковской галереи. На их страницах пересекались изобразительное искусство, поэзия, проза и декларации; кубофутуристическая поэзия и живопись тесно переплетались, вырабатывая совместные манифесты и заимствуя друг у друга художественные приемы.
Фотография обложки «Велимир Хлебников. Король времени».
Название изображения Велимир Хлебников на смертном одре. 1922.. Автор Петр Митурич. Источник tretyakovgallery.ru.
Отзывы о «Велимир Хлебников. Король времени»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Велимир Хлебников. Король времени»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.