Афиша выставки Настройки-3 в Москве
Новый проект Дома культуры «ГЭС-2» развивает и усложняет разговор, начатый в 2022 году в «Настройках» и «Настройках-2». На этот раз он обращается к музыкальным произведениям предыдущих столетий и опыту частного слушания, в котором среда, образы и звуки дополняют друг друга, рождая новый мир вокруг зрителя.
В отличие от первых двух частей, построенных на материале сочинений современных российских композиторов, «Настройки-3» выбирают из архива прошлого семь историй, которые складываются из музыкальных и художественных произведений. Для каждого сюжета отводится отдельный зал, где можно остаться со звуком наедине и, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от нее, почувствовать, как аудиоволны в сочетании с изобразительным искусством задают место, время и обстоятельства.
Семь созданных с XII по XX век музыкальных произведений разных авторов, от Хильдегарды Бингенской до Дмитрия Шостаковича, предполагают различные ситуации камерного слушания — иногда смоделированные композитором, иногда возникающие из исторического контекста, а иногда и заложенные в самом процессе сочинения. Экзистенциальное, метафизическое одиночество композитора, его напряженное внимание к духу времени и собственным ощущениям откликаются в работах художников XX–XXI веков, которые не часто встречаются в пространстве одной выставки: Ирины Кориной и Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона и Хироси Сугимото, Ирины Наховой и Олега Васильева, Наири Баграмян и Кирилла Глущенко.
Их вещи не иллюстрируют музыку: слова, звуки, образы, среда и архитектура дополняют друг друга, а из связей между ними рождается новый опыт, не равный сумме слагаемых.
Важной исторической параллелью здесь оказываются концерты Общества частных музыкальных представлений (Verein für musikalische Privataufführungen), основанного в 1918 году австро-американским композитором и теоретиком Новой венской школы Арнольдом Шёнбергом. Эти вечера проходили исключительно в камерных залах, в атмосфере напряженного лабораторного поиска модернистской музыки, соответствующей «не календарному — Настоящему Двадцатому Веку», как выразится позже Ахматова.
Все звучащие на выставке произведения объединены ощущением разрыва с предыдущим художественным опытом, обостренным восприятием границы художественных и исторических эпох, выпадения из эстетического контекста времени или достижения высшей точки развития.
Фотография обложки «Настройки-3».
Название изображения I Штраус / Шёнберг. Автор Даниил Анненков. Источник v-a-c.org.