Афиша выставки Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I в Москве

Оценка редакции

Проект «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить о репрезентации зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. Выставка разделена на две части, первая из которых посвящена редукции зрения и осязательному взгляду, а вторая связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией. Обе части выставочного проекта объединены в книжном издании «Котел алхимика», в котором произведения изобразительного искусства сопровождаются текстами О. Бальзака, Ж. Деррида, Х. Зедльмайра, С. Ванеяна, К. Вербеек и статьями исследователей, кураторов и хранителей Пушкинского музея.

В первой части проекта перед зрителем предстает галерея образов библейских и мифологических слепцов, среди которых «Самсон» Альбрехта Альтдорфера, «Слепой Товит» Рембрандта Харменса ван Рейна, «Гомер и муза Сапфо» Ангелики Кауфман, «Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии “Сто ликов Луны”» Цукиоки Ёситоси и многие другие. Тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Особого внимания заслуживают две трактовки знаменитой библейской притчи о слепцах, известной нам по картине Питера Брейгеля Старшего. На выставке этот сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита, по рисунку Якопо Тинторетто, и эстампом из Библии Пискатора. Картина «голубого периода» Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком», программное произведение Хорста Янссена «На треть слепой» и другие произведения иллюстрируют развитие этой темы в искусстве XX века.

Параллельно выставка исследует концепцию «гаптического» и «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Посетителю предлагается сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их с телесным, звуковым и тактильным восприятием. Так, керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные специально для этой выставки, предназначены именно для осязательного восприятия. В мировой и российской практике опыт одновременного использования разных чувственных способов восприятия называют мультисенсорным. В этом случае вместо зрения в восприятии и создании произведения могут использоваться вкус, звук, прикосновение, ощущение собственного тела в пространстве и многие другие чувства. Можно сказать, что тело зрителя становится котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений. Помимо этой аллегории название выставки отсылает нас к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.

Кроме того, большая часть экспозиции посвящена слепому рисованию, распространенному в начале XX века методу создания искусства. Для разговора о незрительных практиках в искусстве модернизма и современности было важно обратиться к произведениям немецких художников Ханса Хартунга (галерея ILONA – K Artspace, учредитель Илона Кесаева) и Гюнтера Юккера (коллекция Елены Куприной-Ляхович), московского художника-нонконформиста Иосифа Гинзбурга (коллекция Яна Гинзбурга) и к знаменитым графическим листам – иллюстрациям Пабло Пикассо к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр» (коллекция Бориса Фридмана). Экспозиция «Котел алхимика» в целом трактует слепоту как художественную метафору. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей».

Отзывы о «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»

Другие выставки / графика