Афиша выставки 1922. Конструктивизм. Начало в Москве
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» рассказывает о рождении художественного явления, изменившего искусство ХХ века. Создатели говорили о конструктивизме как об «универсальном методе» построения материальной среды. В нем сочетались эстетические достоинства и продуманный функционал. Слово «конструктивизм» стало брендом, с которым ассоциируют советское авангардное искусство 1920-х. Прославили его архитекторы, а зачинали художники и поэты.
Возникновение конструктивизма ощущалось задолго до его рождения, о нем заговорили еще в 1920-м, начали экспериментировать и проверять на прочность в 1921-м. А в 1922 году конструктивизм начал уверенно занимать позиции во всех сферах жизни и творчества.
В экспозиции мы не стали ограничивать себя типологическими или строгими хронологическими рамками. Опыты авангардных художников, скульпторов, поэтов, музыкантов и танцоров являлись важными ингредиентами «авангардного котла» 1910-х, из которого рождался конструктивизм. Творцы авангарда изменили восприятие пластики тела, звука, цвета и формы. Минималистский, подчеркнуто утилитарный конструктивизм едва ли ассоциируется с музыкой Скрябина, абстракциями Кандинского или заумной футуристической поэзией. Но при внимательном взгляде связь оказывается глубже и значительнее. Конструктивизм будучи универсальным методом повлиял на все сферы жизни и творчества, в свою очередь формировался благодаря открытиям в разных направлениях искусства, отделенность которых существует лишь на страницах книг.
Фотография обложки «1922. Конструктивизм. Начало».
Название изображения Биомеханика. Групповое упражнение «Выстрел из лука». Государственная экспериментальная театральная мастерская имени Всеволода Мейерхольда (ГЭКТЕМАС). 1927. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Автор Сергей Грузенберг. Источник centrezotov.ru.