Афиша выставки Ремонт старых кораблей в Москве
Диалог старого и нового искусства, игра с перспективой музыкальной традиции, поиск точек пересечения эпох и стилей — таков круг сюжетов кураторской программы «Ремонт старых кораблей», которая будет представлена в Доме культуры «ГЭС-2» с сентября по декабрь 2023 года. Ее герои — на первый взгляд совершенно непохожие друг на друга композиторы, принадлежащие четырем столетиям истории музыки, с XVIII по XXI: стирая барьеры между классическим и актуальным, все они соединяют различные исторические и социальные измерения через кроличьи норы искусства, сшивают времена — и одновременно вступают в резонанс с нашей собственной эпохой, помогая разобраться в ее акустике.
Объединенные «общим множителем», о котором писал когда-то поэт Велимир Хлебников в стихотворении «Я не знаю, Земля кружится или нет» (1909), открывающем программу, концерты «Ремонта старых кораблей» складываются в единое повествование. Связи между семью его частями специально разомкнуты так, чтобы их можно было достраивать самостоятельно. В этом зрителю помогут оркестры Questa Musica и Pratum Integrum, ансамбли Speech Quartet и N’Caged, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Юрий Фаворин. Программу открывают выступления ведущих российских дирижеров среднего поколения: Федор Леднёв продолжит начатую в прошлом сезоне ревизию симфоний Густава Малера и наследия «Общества частных музыкальных представлений» Арнольда Шёнберга, Филипп Чижевский проведет второй концерт из полного цикла симфоний Людвига ван Бетховена.
Четвертая симфония Густава Малера (1900) — едва ли не самый ранний образец музыкальной неоклассики: вплотную подходя к границе нового и новейшего времени, композитор воскрешает мир венского классицизма и раннего романтизма. Совсем скоро от его строгости и цельности останутся одни осколки — камерная версия Четвертой, созданная в 1920-е для концертов «Общества частных музыкальных представлений», фиксирует последствия Большого взрыва, окончательно разрушившего реальность, по которой Малер ностальгировал в оригинальной партитуре. Уже на излете ХХ века тоска художника-модерниста по романтической утопии станет ключевой темой творчества лидера послевоенного итальянского авангарда Луиджи Ноно: она особенно ясно слышна в масштабном вокальном цикле Quando stanno morendo (1982), написанном на тексты Велимира Хлебникова, Александра Блока и Бориса Пастернака — в рамках «Ремонта старых кораблей» он прозвучит в исполнении вокального ансамбля N’Caged под управлением Арины Зверевой.
«Постоянно раздвигать границы допустимого, испытывать традицию на прочность (иногда — на разрыв)»: так сформулировала кредо Людвига ван Бетховена музыковед Лариса Кириллина. Третья «Героическая» симфония (1803) — манифест авангардиста ХIХ века, который стремится к радикальному обновлению языка, форм, жанров, но одновременно ассимилирует традиции прошлого, «виртуозно поворачивая их совершенно неожиданными сторонами». Схожим образом почти три столетия спустя поступает Александр Рабинович-Бараковский — один из важнейших героев позднесоветской музыкальной сцены, после эмиграции в 1974 году фактически преданный на родине забвению. Концертная симфония для фортепиано с оркестром «Заклинания» (1996) выглядит квинтэссенцией его стиля: расхожие идиомы и клише классико-романтического репертуара композитор превращает в повторяющиеся орнаменты, развивая идеи Стива Райха и Филипа Гласса. Но если практики американских минималистов вдохновлены восточной философией, то музыка Рабиновича-Бараковского — феномен плоть от плоти западного искусства: прямой наследник Листа и Рахманинова, он продолжает практически исчезнувшую сегодня традицию виртуозного письма композиторов-пианистов.
Работа с узнаваемыми художественными моделями, с универсальными механизмами культуры, присвоенными и пересобранными заново, растворение чужого материала или собственное растворение в нем: сформулированная и последовательно реализованная в середине ХХ века Игорем Стравинским, творческая стратегия «ремонта старых кораблей» оказала решающее влияние на формирование нескольких поколений современных российских композиторов — от Юрия Красавина, чей 70-летний юбилей Дом культуры «ГЭС-2» отметит авторским концертом, Леонида Десятникова и Виктора Екимовского до Антона Светличного: мировая премьера его нового сочинения состоится на заключительном концерте программы. Своеобразной премьерой станет и исполнение балета «Аполлон Мусагет» самого Игоря Стравинского: оркестр Pratum Integrum впервые в России сыграет его на исторических инструментах, нейтрализуя ностальгию Стравинского по золотому веку европейской музыки от Люлли до Чайковского — и обнажая модернистскую природу этого неоклассицистского шедевра.
Фотография обложки «Ремонт старых кораблей».
Название изображения Московский ансамбль современной музыки. Источник m-c-m-e.ru.
Отзывы о «Ремонт старых кораблей»
Читайте про другие
события
Другие выставки / инсталляция
Закат в сто сорок солнц
Выставка о космических мечтаниях и разочарованиях от начала XX века до наших дней.
Любить, грозу, ритмы, стихи Геннадия Шпаликова, жить жизнь, шелест листьев
11 июля при поддержке Музея Москвы открылась ежегодная выпускная выставка проектной школы для подростков «Каскад». В 2023 году ее основная экспозиция развернулась в Павильоне №49 на ВДНХ, который в прошлом году стал постоянной резиденцией школы.