Афиша выставки Кубок созвучий. По направлению к Розановой в Москве

Оценка редакции

Творческий путь Ольги Владимировны Розановой (1886–1918) продлился около восьми лет и трагически оборвался, когда ей было всего 32 года. Но этот короткий отрезок времени вобрал в себя глубокие стилевые трансформации и пронзительные интуиции, во многом определившие дальнейшее развитие живописи, — цветопись, «преображенный колорит», радикализацию супрематизма, светоносные фактуры, революцию, произведенную одной лишь зеленой полосой (именно так — «Зеленая полоса» — называется одно из самых известных полотен Розановой и русского авангарда в целом).

Исторические сопоставления на выставке во многом обусловлены характером розановской поэтики, ее принадлежностью к своему времени и вместе с тем ее несвоевременностью. В художнице можно увидеть представительницу неопримитивизма, футуризма или супрематизма, но ее фигуру невозможно свести ни к одному из этих направлений — до такой степени она поглощена собственными поисками в области колористики, композиции, ритма, жаждой беспрестанного обновления. В некотором смысле можно говорить об эстетическом анархизме Розановой: он выражается и в уклонении от господства авторитетов, и в нежелании подчиняться единому методу, и в невписанности в стройную историко-художественную периодизацию. Ольга Розанова по-настоящему современна — в той мере, в какой в ее искусстве явлено «расщепленное единство» разных времен. Это единство в разъединении очень характерно для розановского художественного метода: напряжение между статикой и динамизмом, цветом и геометрией — и в целом между предметностью и абстракцией.

Примечательно, что именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. Интерес к ней подогревали международные фестивали и выставки в Москве в конце 1950-х годов, где были показаны работы Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и других западных мэтров. Тогда же советские художники столкнулись с русским авангардом в музейных запасниках и у частных коллекционеров, включая Георгия Костаки (1913–1990), чье увлечение мастерами первой четверти ХХ века началось именно с Розановой. Абстрактное искусство воспринималось в годы оттепели как противоположность соцреализму, символ свободы художественной и социальной.

«Лианозовская группа» (конец 1950-х — середина 1970-х), куда входили две участницы выставки — Ольга Потапова (1892–1971) и Лидия Мастеркова (1927–2008), была содружеством близких по духу художников и поэтов: их поиски нового часто были связаны с беспредметным искусством. Интересом к абстракции был отмечен и творческий путь Ефросиньи Ермиловой-Платовой(1895–1974) — художницы, начинавшей с неопримитивизма и кубофутуризма, исключенной из Союза художников за «формализм» и отказ писать портреты вождей. В Ленинграде одним из важных очагов развития абстрактного искусства в русле духовных поисков была «домашняя академия» Татьяны Глебовой(1900–1985) и ее мужа Владимира Стерлигова (1904–1973). Связь всех этих художников с искусством Розановой столь же естественна, сколь и произвольна, хотя нередко можно встретить и прямые параллели: если Ольгу Розанову и других художниц-авангардисток начала века называют амазонками русского авангарда, то советское неофициальное искусство часто обозначают как «второй авангард», а Лидию Мастеркову зовут «амазонкой второй волны русского авангарда».

Современные художницы, чьи работы собраны на выставке «Кубок созвучий», продолжают формальные поиски, начатые Ольгой Розановой. Так, Галина Андреева (р. 1986) и созданная в 2018 году группа «Малышки 18:22» отталкиваются от ключевых произведений авангардистки — «Зеленой полосы» (1917) и «Портрета сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912) соответственно, — чтобы поднять экологические вопросы или разговор о феминизме. Александра Паперно (р. 1978), Анна Кондратьева (р. 1994) и Анна Титова (р. 1984) переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма посредством геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова (р. 1954) и Александра Галкина (р. 1982) обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения. Лиза Неклесса (р. 1989) с помощью поэзии предлагает заново проработать тяжелый исторический момент.

Связь искусства Розановой с художницами-нонконформистками и художницами позднейших поколений держится на отголосках и отражениях. Проект предлагает обнаружить не визуальные рифмы, а именно созвучия, тонкие и зыбкие параллели между разными временами, жанрами, медиумами, между живописью и поэзией. Неслучайно строки из стихотворений Розановой дали названия как самой выставке, так и ее разделам.

Кураторы

Андрей Паршиков, Карен Саркисов, Елена Яичникова

Авторы

Алягров (Роман Якобсон), Галина Андреева, Александра Галкина, Иза Генцкен, Татьяна Глебова, Ефросинья Ермилова-Платова, Алена Кирцова, Анна Кондратьева, Алексей Крученых, Малышки 18:22, Лидия Мастеркова, Лиза Неклесса, Александра Паперно, Белла Покрова, Ольга Потапова, Ольга Розанова, Анна Титова, Велимир Хлебников

Архитектор Саша Ким

Фотография обложки «Кубок созвучий. По направлению к Розановой». Название изображения «Зеленая полоса» . Автор Ольга Розанова. Источник https://ges-2.org/projects/a-cup-of-consonances-approaching-rozanova.

Отзывы о «Кубок созвучий. По направлению к Розановой»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / живопись