Афиша выставки Кубок созвучий. По направлению к Розановой в Москве
Творческий путь Ольги Владимировны Розановой (1886–1918) продлился около восьми лет и трагически оборвался, когда ей было всего 32 года. Но этот короткий отрезок времени вобрал в себя глубокие стилевые трансформации и пронзительные интуиции, во многом определившие дальнейшее развитие живописи, — цветопись, «преображенный колорит», радикализацию супрематизма, светоносные фактуры, революцию, произведенную одной лишь зеленой полосой (именно так — «Зеленая полоса» — называется одно из самых известных полотен Розановой и русского авангарда в целом).
Исторические сопоставления на выставке во многом обусловлены характером розановской поэтики, ее принадлежностью к своему времени и вместе с тем ее несвоевременностью. В художнице можно увидеть представительницу неопримитивизма, футуризма или супрематизма, но ее фигуру невозможно свести ни к одному из этих направлений — до такой степени она поглощена собственными поисками в области колористики, композиции, ритма, жаждой беспрестанного обновления. В некотором смысле можно говорить об эстетическом анархизме Розановой: он выражается и в уклонении от господства авторитетов, и в нежелании подчиняться единому методу, и в невписанности в стройную историко-художественную периодизацию. Ольга Розанова по-настоящему современна — в той мере, в какой в ее искусстве явлено «расщепленное единство» разных времен. Это единство в разъединении очень характерно для розановского художественного метода: напряжение между статикой и динамизмом, цветом и геометрией — и в целом между предметностью и абстракцией.
Примечательно, что именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. Интерес к ней подогревали международные фестивали и выставки в Москве в конце 1950-х годов, где были показаны работы Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и других западных мэтров. Тогда же советские художники столкнулись с русским авангардом в музейных запасниках и у частных коллекционеров, включая Георгия Костаки (1913–1990), чье увлечение мастерами первой четверти ХХ века началось именно с Розановой. Абстрактное искусство воспринималось в годы оттепели как противоположность соцреализму, символ свободы художественной и социальной.
«Лианозовская группа» (конец 1950-х — середина 1970-х), куда входили две участницы выставки — Ольга Потапова (1892–1971) и Лидия Мастеркова (1927–2008), была содружеством близких по духу художников и поэтов: их поиски нового часто были связаны с беспредметным искусством. Интересом к абстракции был отмечен и творческий путь Ефросиньи Ермиловой-Платовой(1895–1974) — художницы, начинавшей с неопримитивизма и кубофутуризма, исключенной из Союза художников за «формализм» и отказ писать портреты вождей. В Ленинграде одним из важных очагов развития абстрактного искусства в русле духовных поисков была «домашняя академия» Татьяны Глебовой(1900–1985) и ее мужа Владимира Стерлигова (1904–1973). Связь всех этих художников с искусством Розановой столь же естественна, сколь и произвольна, хотя нередко можно встретить и прямые параллели: если Ольгу Розанову и других художниц-авангардисток начала века называют амазонками русского авангарда, то советское неофициальное искусство часто обозначают как «второй авангард», а Лидию Мастеркову зовут «амазонкой второй волны русского авангарда».
Современные художницы, чьи работы собраны на выставке «Кубок созвучий», продолжают формальные поиски, начатые Ольгой Розановой. Так, Галина Андреева (р. 1986) и созданная в 2018 году группа «Малышки 18:22» отталкиваются от ключевых произведений авангардистки — «Зеленой полосы» (1917) и «Портрета сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912) соответственно, — чтобы поднять экологические вопросы или разговор о феминизме. Александра Паперно (р. 1978), Анна Кондратьева (р. 1994) и Анна Титова (р. 1984) переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма посредством геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова (р. 1954) и Александра Галкина (р. 1982) обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения. Лиза Неклесса (р. 1989) с помощью поэзии предлагает заново проработать тяжелый исторический момент.
Связь искусства Розановой с художницами-нонконформистками и художницами позднейших поколений держится на отголосках и отражениях. Проект предлагает обнаружить не визуальные рифмы, а именно созвучия, тонкие и зыбкие параллели между разными временами, жанрами, медиумами, между живописью и поэзией. Неслучайно строки из стихотворений Розановой дали названия как самой выставке, так и ее разделам.
Кураторы
Андрей Паршиков, Карен Саркисов, Елена Яичникова
Авторы
Алягров (Роман Якобсон), Галина Андреева, Александра Галкина, Иза Генцкен, Татьяна Глебова, Ефросинья Ермилова-Платова, Алена Кирцова, Анна Кондратьева, Алексей Крученых, Малышки 18:22, Лидия Мастеркова, Лиза Неклесса, Александра Паперно, Белла Покрова, Ольга Потапова, Ольга Розанова, Анна Титова, Велимир Хлебников
Архитектор Саша Ким
Фотография обложки «Кубок созвучий. По направлению к Розановой».
Название изображения «Зеленая полоса» . Автор Ольга Розанова. Источник https://ges-2.org/projects/a-cup-of-consonances-approaching-rozanova.
Отзывы о «Кубок созвучий. По направлению к Розановой»
Читайте про другие
события
Другие выставки / живопись
Испанская коллекция. Из собраний российских музеев
Эволюция испанской живописи от маньеризма до импрессионизма.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.