«Fluxus: Поживем - увидим…»
Малоизвестные, но удивительные французские маргиналы, чьи перформансы 1960-х годов заложили основы жанра..
Выставка дает возможность российской публике поближе познакомиться с работами участников движения Fluxus и составить собственное впечатление об одном из ключевых движений в искусстве XX века – движения, позволяющего нам лучше понять и преодолеть повседневность.
«Fluxus: поживем – увидим…» – первая выставка, посвященная движению Fluxus в России. По большому счету, это течение остается мало известным в мире. Это и неудивительно, потому что художники Fluxus во все время существования движения старались избегать привычных артистических институций, пытаясь разрушить сами принципы искусства.
«Fluxus»: о нем можно говорить и как о явлении, и даже как о юридическом лице. Это – сообщество художников и не-художников, участвовавших в коллективных акциях, и вместе с тем Fluxus – это специфическое отношение к искусству. Fluxus – организация, которой руководил художник и теоретик литовского происхождения Джордж Мациюнас, располагалась в США, Германии, Франции и Японии, имела почтовый ящик, каталог, высылала прейскурант по требованию, и кроме всего прочего обладала собственным духом, ориентированным, конечно, на свободу действия.
Хотя работы художников Fluxus никогда не выставлялись в России, Россия и рожденные здесь авангардисты оказались в самом центре проекта Fluxus. Суть проекта Fluxus – в стремлении соединить искусство и жизнь, – идея, вдохновлявшая группу ЛЕФ. Такое стремление есть свидетельство усвоения в начале 60-х опыта исторического авангарда. ЛЕФ предлагал заменить картины афишами, театр –демонстрациями, скульптуру – предметами быта. Fluxus, в свою очередь, предлагает отменить искусство, растворив его канонические формы в практике «интермедиа», частично освобождаясь от объекта в пользу воспевания тела и всего преходящего. Другими словами, речь идет о том, чтобы освободить поэзию от ее места рождения – текста – и вернуть ее в жизнь. Освобождение от логоса для исследования новых, сущностных и свободных форм выражения отсылает к зауми и Хлебникову, с которым Fluxus разделяет любовь к веселой шутке. Вспомним еще культовые фигуры Эрика Сати, Марселя Дюшана и Джона Кэйджа, призывавших художников Fluxus к использованию материала из жизни – все формы реди-мейда, – к отказу от собственного профессионализма и выражения своего я.
В 2009 году в Париже в центре искусства Пассаж де Рец была задумана и показана выставка «Внезапно лето Fluxus». Эта выставка не была ретроспективой: она строилась на архивных материалах, многие из которых ранее не публиковались, –в основе своей это было собрание Бена Вотье. Выставка рождалась в разговорах и общении в доме Бена в горах Ниццы. Бен Вотье еще в Париже обещал показать публике это замечательное собрание работ и материалов, порой интимного характера. К этому уникальному архиву – главному ядру выставки – были добавлены произведения из частных коллекций, в том числе итальянского собрания Луиджи Бонотто.
Отзывы о ««Fluxus: Поживем - увидим…»»
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.