Арсений Жиляев. Будни распознавателя образов
Куратор: Алексей Масляев
Московский музей современного искусства и компания Smart Art открывают масштабную персональную выставку Арсения Жиляева «Будни распознавателя образов». Проект реализован при поддержке генерального партнера ПАО «Промсвязьбанк» и группы компаний «Отечественные системы и технологии». В экспозиции будет представлено более 100 специально созданных работ, продолжающих спекулятивное исследование возможностей музейной выставки как самой доступной на сегодня технологии достижения бессмертия.
Алексей Масляев: «Будни распознавателя образов» — это мистификация в жанре нон-фикшн, тотальная симуляция некоего невероятного события, которая в игровой форме вовлекает зрителя в фантастическое путешествие то ли во времени, то ли к самым границам Вселенной. Решится ли зритель дойти до конца этого захватывающего квеста? Белый кролик уже прыгает — правда, не в кроличью, а в кротовую нору. Приключение начинается«.
Из сопроводительной документации Института Овладения Временем:
«Грузовой корабль ТЕНЕТ провел около 12 600 лет, дрейфуя в пустоте космического пространства: из-за неполадок в навигационном оборудовании связь с планетой Земля была полностью утеряна. Одним из результатов блуждания, воспринимавшегося бортовыми самописцами как освобожденное время поисков, стала уникальная коллекция предысторий человеческого искусства, оформленная в экспозиционных схемах-интерфейсах. После обнаружения ТЕНЕТ получил признание как уникальная самообучающаяся система, по праву называющаяся пионеркой движения алгонавтики и послужившая важным источником информации о завершающем этапе работ по оптимизации времени.
Считается, что корабль обратился к штудированию предыстории человеческого искусства, пытаясь компенсировать нехватку вычислительных способностей, необходимых для благополучного восстановления версии вселенной, в которой планета Земля „сможет выйти на связь“. Исследователи установили, что отправной точкой для создания коллекции стало обнаружение ТЕНЕТом в бортовом дата-центре скана древнего манускрипта о музыке: его язык был идентифицирован как „древнерусский 2335“, а на обложке было изображение латинского бустрофедона Sator Arepo Tenet Opera Rotas. Так один из старейших бустрофедонов стал ориентиром в организации генерационных экспериментов ТЕНЕТа и в итоге привел к формированию архива возможных инвариантов экспозиционной предыстории искусства размером около 5 000 000 гигабайт. Сейчас все они хранятся в Институте Овладения Временем, который осуществляет попечительство и исследовательские работы с материалами, обнаруженными в системе бортовых самописцев корабля. Выставка „Будни распознавателя образов“, открытая в ММОМА, Москва, Россия, 2020 год, стала первой демонстрацией наследия ТЕНЕТ в секторе 2020КЕРП».
Арсений Жиляев (род. 1984, Воронеж) — художник, живет и работает в Москве и Венеции. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии и эстетике русского космизма. Используя выставку в качестве медиума, исследует потенциальные сценарии истории будущего искусства. Персональные выставки художника проходили в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2012), фондах Kadist (Париж, Сан-Франциско, 2014) и V-a-c (Москва, Венеция, 2015), Центре современной культуры «ВИНЗАВОД» (Москва, 2017). Участник многочисленных международных выставок в том числе Манифеста 13 (2020) в Марселе, 13-й Лионской биеннале (2015), 9-й Ливерпульской биеннале (2016), 11-й Биеннале в Кванджу (2016) и 6-й биеннале в Салониках (2017). Лауреат Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2010) и премии «Соратник» (2011, 2012). Является редактором антологии «Авангардная музеология» (e-flux, V-a-c Press, University of Minnesota University Press, 2015) и одним из основателей московского Центра Экспериментальной Музеологии.