Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли
Шедевр раннего Возрождения с визитом из Уффици, Флоренция.
Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А.С. Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума.
Как предполагают исследователи, картина была преподнесена Лоренцо Великолепным его кузену Лоренцо ди Пьерфранческо в качестве свадебного подарка по случаю бракосочетания с Семирамидой, дочерью Якопо III дельи Аппиани д’Арагона, владельца Пьомбино, одного из городов Тосканы. Поэтому неслучайно, что некоторые исследователи обнаруживают сходство женского образа с Семирамидой Аппиани.
Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины, изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр». Однако в картине отсутствуют основные атрибуты Минервы или Афины Паллады – шлем, копье и круглый щит с головой Медузы. Несмотря на это, по мнению большинства исследователей, нет оснований отказываться от традиционного названия, под которым картина обрела всемирную известность.
Отзывы о «Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли »
Увидеть картину Сандро Боттичелли - это ли не счастье? Хотя бы одну. О "Весне" или "Рождении Венеры" и мыслить нечего. Если только в Галерею Уффици посчастливится выбраться. Но и «Паллада и Кентавр», безусловно, хороша. И ездить никуда не нужно. Вот она, - в ГМИИ им. А.С. Пушкина. С удовольствием сходила в свой любимый музей.
Что сказать? Конфликт между разумом и чувством всегда привлекал к себе внимание. А уж если он изображён гениальным художником, то тем паче! Красиво и чувственно...
Рецензии
Рецензия на выставку «Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли »
Новые гастроли в Пушкинском музее — фотомодель эпохи Ренессанса.
16 мая 2011, Софья Пономарева