«Ульяна Лопаткина. Тайный дневник Анны Карениной». Марина Гуляева
Фотоявление Ульяны Лопаткиной в балете «Анна Каренина».
Как рассказывает автор: «Визуализация образов русской культуры и русского балета, и в том числе их западных модификаций — сшивки времени и культуры, поиск идентичности современного русского балета подвигают меня рассказывать о них языком фотографии.
Творчески важно было отснять явление Ульяны Лопаткиной в балете «Анна Каренина», запечатлеть, как произойдет притирка европейского текста к русской балерине. Ибо все, что ни попадет на нашу почву из легкого европейского адюльтера не без хореографического изящества, станет «нашей драмой на болоте». Тем более на заднике было начертано имя Толстого, а любой мыслящей русской балерине это открывает интересные возможности. Словом, мне показалось своевременным зафиксировать и визуально осмыслить эту новую для балерины партию. Не говоря о том, что хореография Ратманского — это такая любопытная смычка русского и западного балета, что пластически и исторически интриговало.
Имея такие высокие мысли в голове и получив разрешение на съемку, я рассчитывала в идеале пару раз недокучливо поснимать в балетном зале, потом технические прогоны, да и прогон на сцене. Но оказалось, что даже такие серьезные намерения явились сущей легко-мысленностью. Отработав один день и испросив, когда можно прийти в следующий раз, фотограф получил наказ познать хореографию, усвоить позировки, найти ракурс и отснять все в самом наилучшем виде, а для этой цели являться каждый день репетиций. И, огорошенный величием замысла в распоряжении познать самое себя, фотограф скромно удалился, позвякивая досадными железками и мысленно превращая себя в ежедневник имени Анны Карениной.
Это был интересный во всех смыслах эксперимент. Что истощится раньше: хореографические этюды, которые были взяты за один раз, или сам фотограф придет в полную негодность, стерев свой затвор у пуанта Анны Карениной, производя однотипные кадры. Кто снимал репетиции переносов балетов, тот знает, что в нынешнее время — это не постановка, а просто клонирование. А фотографу остается в лучшем случае репортаж, формальный выпендреж, некие композиционные красивости и случайности в выражении лиц. А балет — он уже на прогонах и на сцене».