«Мастер 3-го разряда». Роман Сакин
Роман Сакин представляет модель мастерской художника, где, ограничивая пространство, погружает посетителя выставки в свое произведение, тем самым превращая зрителя в участника и незаменимый элемент инсталляции.
Рассуждая на тему отношений произведения искусства и зрителя, Роман с подкупающей серьезностью ссылается на исследования профессора-уфолога Джозефа Хайнека о контактах человека с пришельцами, с одной стороны, иронизируя над «неземной природой» художника, с другой стороны, ставя под сомнение возможность полного взаимопонимания автора и зрителя. Сакин цитирует шкалу контактов человека с внеземным разумом, разработанную Джозефом Хайнекем:
«Шкала состоит из трех уровней. Они примерно такие:
- Видел НЛО издалека
- Видел и чувствовал
- Видел, чувствовал, был внутри НЛО и общался с пришельцами.
Эта шкала прекрасно подходит для классификации контактов человека с искусством. Меня часто волновало слабое воздействие на меня художественных выставок, особенно незнакомых авторов, где надо было просто смотреть. Видимо, это и есть контакт первого уровня.
Более сильное впечатление на меня производили выставки, на которых что-то шевелилось, или надо было что-то делать, шевелить, или чем-то пахло, или я что-то знал об авторе. Это контакт второго уровня. Самое сильное впечатление на меня производили выставки знакомых художников, особенно если я видел как это делалось, видел эскизы, а еще лучше был перед этим в мастерской. Это контакт третьего уровня. И я решил сделать доступным контакт третьего уровня, построив свою, открытую для всех, мастерскую в галерее. Смысл подобной выставки в том, что посетитель, находясь в мастерской, попадает внутрь процесса создания художественного произведения, а это вызывает более сильные эмоции и добавляет какой-то честности, как за кулисами фокусника. Это то же самое, что и управляемая скульптура, в которой, занимаясь перемещением элементов, находишься внутри процесса. Наблюдая за созданием вещи, перестаешь быть пассивным зрителем. То есть, любой объект, находящийся в мастерской, становится интерактивным. Мне не очень нравится такой жанр демонстрации искусства, как выставка. Выставки появились только в 18 веке и, являясь несовершенным и случайным изобретением, существуют до сих пор почти без изменения. Впустить зрителей в мастерскую — это вероятно не новый подход к проблеме, а наоборот очень старый, но зато эффективный».