«Фосфены и мы». Сергей Шутов
Инсталляция Шутова выглядит свободным воспроизведением кабинета Зигмунда Фрейда – с его знаменитыми кушеткой и креслом.
Однако история, вставленная Сергеем Шутовым в эту пространственную "раму", не имеет прямого отношения к психоанализу. Не имеет она непосредственного отношения и к science art, хотя, вроде бы, воспроизводит логику именно этого жанра. Ключевую роль в проекте играет электроофтальмостимулятор - прибор для диагностики и стимуляции зрительного анализатора с помощью электрического тока. Этот прибор провоцирует возникновение т.н. фосфенов - зрительных ощущений, возникающих у человека без воздействия света на глаз, которые представляют собой светящиеся точки, фигуры, появляющиеся самостоятельно в темноте. Посетителям выставки предлагается протестировать действие прибора и получить собственный пара-психоделический опыт. Кроме того, в экспозицию включены шесть мониторов, на которых шесть московских арт-критиков, или, по словам автора проекта, "специалистов по вербализации художественных образов описывают свой опыт наблюдения фосфенов в реальном времени". Именно их описания художник добросовестно воспроизводит в форме абстрактных живописных полотен.
Очевидная интрига проекта состоит в его множественной инверсии. Арт-критики у Шутова инициируют процесс образного производства, а художник всего лишь его завершает. Свободное воображение подменяется эффектами электростимуляции, искусство – научпопом. И вообще все художественно-субъективное - научно- объективным. Только вот действие помещается не в современный музей медицины, но в кабинет отца психоанализа, активно использовавшего метод свободных ассоциаций. И этот метод теряет у Шутова психиатрическую специфику, оказываясь исключительным мандатом на безгранично вольное, субъективное ассоциирование.