«Зикр-2». Аладдин Гарунов
Художник Аладдин Гарунов прекрасно знаком отечественному зрителю.
За последние несколько лет его персональные выставки прошли в Музее архитектуры и Московском музее современного искусства, а в прошлом году он стал финалистом премии Кандинского в самой значимой ее номинации - «Проект года».
Выставка, представленная в «Айдан Галерее», включает в себя ассамбляжи, объекты и видео. Аладдин Гарунов ставит перед собой по сути колоссальную задачу - отразить исторический и культурный пейзаж Северного Кавказа, не нарушая при этом принятого в мусульманском искусстве запрета на изображение живых существ. В центре повествования Гарунова – зикр (в переводе с арабского «поминание») – исламская духовная практика, построенная на многократном произнесении имени Аллаха, и ритуальном движении по кругу. Зикр является как частью личного опыта самого художника (так одна из работ представляет собой ковер со следами его ног, совершившего этот ритуал в своей мастерской), так и одной из самых ярких религиозных традиций Кавказа. Но Гарунов адресует свое художественное высказывание не только представителям своей культуры, но и носителям другой идентичности, людям из европейской части России, зараженной ксенофобией и пронизанной стереотипами по отношению к выходцам с Кавказа. Представленный в «Айдан Галерее» проект – попытка с помощью искусства наладить так необходимый сегодня нашему многокультурному и многонациональному обществу диалог и взаимопонимание.
Бесконечное переплетение орнамента, изысканная каллиграфия арабского письма, которое Гарунов нередко включает в свои произведения, кружение дервишей и бесконечный танец совершающих зикр кавказских мужчин на видео – все это по мысли художника должно напоминать зрителю о Боге, бесконечности вселенной, пронизанной божественной волей. Свои представления о возвышенном, как и Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мандриан и Марк Родко, Аладдин Гарунов передает через абстракцию. Но традиционной для модернизма живописи он предпочитает ассамбляж, построенный на соединении разных фактур, каждая из которых несет в себе определенный символический смысл. Резина и брезент символизируют современность, поставленная рядом друг с другом разноцветная обувь – братство верующих, мех ассоциируется с грубой одеждой аскетов, а шерстяное плетения ковра с типичным для Востока орнаментом служит напоминанием о том, что современность во многом сформирована традицией и что люди живут, веками задавая себе одни и те же вопросы.
Мария Кравцова
Отзывы о ««Зикр-2». Аладдин Гарунов»
Читайте про другие
события
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.