Бесконечный фестиваль перформанса PYRFYR
Три дня, каждый месяц, пять часов в день, новый художник, новая страна, пустой зал.
Государственная галерея на Солянке, в 2009 году посвятившая себя формату музея экранной культуры – и таким образом работающая исключительно с фильмами художников, анимацией и перформансом, – запускает новый проект, призванный представить широкой аудитории ценителей современного искусства наиболее малоизученный в России жанр contemporary art – перформанс (среди других возможных названий и подразделов этого жанра – live art, акционизм, хэппенинг, искусство жеста).
PYRFYR назван «бесконечным фестивалем». Это связано, прежде всего, с трудностями перевода. В русском языке нет прямых аналогов для английских терминов on-going, long durational и endurance. Собственно, эти три термина и являются основными для понимания современного состояния жанра performance art. Даже люди, связанные с искусством, часто думают, что перформанс – разновидность театра или всего лишь более широкий термин, отражающий суть исполнительских искусств. Сегодня, когда мировая история искусства уже отпраздновала 100-летие перформанса как самостоятельного жанра (а его разного рода ярчайших манифестаций полна история не только искусства, но и человечества в целом – начиная с тех самых пор, когда человек научился запоминать свое прошлое). В то же время в перформансе есть вполне популярные элементы, способные, при наличии минимального опыта восприятия жанра, помочь аудитории освоиться на его территории и научиться распознавать нюансы. PYRFYR как фестиваль, который, надо надеяться, в формальном плане никогда не закончится (его начало мы определили открытием Четвертой московской биеннале современного искусства, частью специальной программы которой он является, – его конец же определят не зависящие от нас обстоятельства) покажет российской музейной публике самые увлекательные и сильные стороны жанра – через наиболее важных молодых и находящихся в расцвете своей карьеры (еще один плохопереводимый английский термин – mid career) иностранных художников.
PYRFYR ставит перед участвующим в фестивале художником целый ряд условий и ограничений (как свидетельствует классик жанра Марина Абрамович, «идеальной средой обитания для художника, работающего в перформансе, является санаторий, монастырь или тюрьма – потому что во всех трех местах у тебя есть жесткий график, униформа и строгие правила»).
- Художник обязуется показать на фестивале свою новую работу.
- Художник участвует в этой работе физически – то есть телесно.
- Продолжительность работы – не менее 5 часов в день на протяжении 3 дней.
- Художник не может причинять боль и физически негативно воздействовать на посетителей музея и других участников.
- К участию в фестивале принимаются сравнительно прямые и простые высказывания (statements), доступные даже для не знакомой с перформансом аудитории.
- Государственная галерея на Солянке документирует перформанс (фото, видео, звук), принимающий участие в фестивале. Документация затем становится частью музейной медиатеки.
Каждый месяц в PYRFYR’е будет принимать участие художник из новой страны. Каждому художнику будет предоставляться пространство, которое, с кураторской точки зрения, сможет максимально совпасть с телом и духом показываемой работы.
- Сентябрь – Барбад Голшири (Barbad Golshiri), Иран – при поддержке Fatima Maleki (Великобритания)
- Октябрь – Нико Вашелари (Nico Vascellari), Италия – при поддержке Итальянского культурного института
- С ноября 2011 по август 2012 к участию в ПЫРФЫРе приглашены: Йингмей Дуань (Yingmei Duan, Германия), Марко Брайович (Marko Brajovic, Хорватия), группа Grafica Utopica (Бразилия), группа Gelatin (Австрия), Элоиз Форниелес (Eloise Fornieles), Кира О’Рейли (Keira O’Reily), Маргарита Глузберг (Margarita Gluzberg, все три – Великобритания), Мари Кул Фабио Балдуччи (Marie Cool Fabio Balducci, Франция) и другие.
Открытие ПЫРФЫРа в рамках Московской Биеннале ознаменуется специальной выставкой девяти российских художников, работающих в жанре перформанса, которые на протяжении девяти дней будут показывать свои новые перформанс-работы в залах Государственной галереи на Солянке. Выставка так и озаглавлена – 9 DAYS / 9 ДНЕЙ.
К открытию ПЫРФЫРа также будет приурочен запуск Ночной школы перформанса, целью которой станет формирование нового поколения художников, работающих в этом жанре. В школе станут учится молодые художники до 25 лет, испытывающие интерес к перформансу и отобранные руководством школы. Каждый из приезжающих на ПЫРФЫР художников проведет специальный семинар со студентами школы. Дважды в месяц – по пятницам – студенты школы будут представлять новый перформанс на суд музейной публики.