«Афган»-Кузьминки». Человеческая оратория
Проект «Афган-Кузьминки», основанный на сюжете и тексте драматической поэмы К. Чухров – попытка совместить выставочный формат в линейном, драматургически организованном времени и драматическое действие.
Ситуация, сложившаяся сейчас в современном искусстве, тотально репрессирована выставочным форматом, впоследствии результирующемся, так или иначе, в музейный, галерейный, институциональный экспозиционный проект. Художественное сообщество занято поисками альтернативных форм репрезентации для того, чтобы выйти из устаревших рамок. Кризис больших проектов, о котором много сказано в связи с обсуждениями мега-шоу, таких как биеннале или другие масштабные художественные форумы, постепенно приводит к мысли о том, что сам принцип «выставки» не отвечает современным потребностям культурного сообщества. Поэтому поиски выхода ведутся все более активно.
Проект «Афган-Кузьминки», основанный на сюжете и тексте драматической поэмы К. Чухров – попытка совместить выставочный формат в линейном, драматургически организованном времени и драматическое действие. Во время логических пауз при исполнении музыкальной пьесы-перформанса на сцену вносятся произведения современного визуального искусства, отобранные куратором и организованные режиссером и участниками. Это синтетическая работа, в которой сотрудничают художники, композиторы, режиссеры, исполнители и теоретики. Посредством создания произведения на границе театра, музыки и актуального искусства, авторы доказывают возможности альтернативы выразительных средств современной критической визуальной культуры. Традиционный выставочный формат по своему устройству апеллирует к интеллекту зрителя, театральный – переживается более как чувственный опыт. Именно этот зазор между видами современной культуры необходим для того возвышенного и одновременно жестокого социально ангажированного нарратива, который создает музыкальное исполнение драматической поэмы Кети Чухров. Здесь также добавляется и еще одна плоскость, связанная с необходимостью «доставки» арт-объектов на сцену. Все происходящее на сцене становится собственно действом, частью произведения.
Конечно, «Афган-Кузьминки» это непредсказуемый эксперимент. Включение художественных объектов в драматическую структуру одновременно включает их и в театр как «Искусство представления» (Е. Гротовский). Можно говорить, что зритель самим своим присутствием в зале «запускает» показ произведений искусства определенного содержания в определенной последовательности, и здесь неизбежно и важно возникновение монтажных смыслов на склейках показанных визуальных работ и драматического перформанса К. Чухров. Этот проект можно было бы назвать современной ораторией – синтетическим жанром, совмещающим социальный, музыкальный и визуальный измерения. Он горизонтален по отношению к зрителю, в отличие от выставочного, он максимально сокращает дистанцию между транслируемым опытом и субъектом. «Афган-Кузьминки» – проект, направленный на зрителя, дающий ему возможность ощутить, почувствовать себя участником художественного акта. Можно сказать, что проект направлен на обнаружение зрителя самим себя в художественном пространстве.
С точки зрения актуального театра, осознающего себя как «постдраматический», и делающего шаги в различные стороны от традиционного драматического театра, проект «Афган-Кузьминки» – не менее важный эксперимент. Театр сейчас нуждается в осмыслении современного искусства внутри себя самого. Для театра приход современного искусства в поле сцены, означает попытку мощной инъекции визуальной культуры, которая там практически отсутствует. Зритель готов к емкости и актуальности языка, на котором говорит современное искусство, но оно недостаточно интегрировано в театр. С другой стороны и современное искусство, претерпевает очередной этап дегуманизации. Поэтому «Афган-Кузьминки» претендует на то, чтобы быть действительно нужным экспериментом не только в формальном, но и в исследовательском ключе.
Андрей Паршиков, Ксения Перетрухина.