«Украшение красивого»
Семь лет назад в Третьяковке проходила выставка «Пленники красоты», которая пользовалась невероятной популярностью среди критиков и зрителей. На ней показывали китчевые картины XIX — начала ХХ веков, то, что по определению должно нравиться невзыскательной публике и вызывает рвотный рефлекс у искусствоведов. Такая игра в «низкое и высокое» искусство всем понравилась. По крайней мере, она заставила задуматься над противоречивым понятием «красота», которое вполне может означать и дурновкусие (а чем некрасивы голые девушки на фоне цветов?).
- То, что галерея собирается войти в одну и ту же реку второй раз, — сильно настораживает. Правда, точкой отсчета на сей раз берется не салонное искусство, а русский авангард. Именно авангардисты (в частности, Михаил Ларионов) провозгласили равнозначность элитарной и массовой культуры перед лицом истории. Поэтому вывески и расписные подносы могут и должны идти наравне с профессиональными картинами. Дальше, впрочем, отношения художников с народной «красотой» складывались не так любовно. Почти все искусство ХХ века против этой красоты восстает — важнее экспрессия, выразительность, глубина мысли. Если же и берется образец китча, то немедленно препарируется в ироничном ключе.
- Скорее всего, именно в таком ироничном контексте и пойдет разговор о «красивом» в новом проекте. Среди участников — едва ли не все главные персоны арт-сцены 1990-х — от Виноградова и Дубосарского до Звездочетова и Кулика. Судя по названиям разделов экспозиции, красота трактуется кураторами очень широко — это и античное наследие, и фольклор, и фотографии любимых... Один раздел особенно интригует, он называется «Родной! Убей авангардиста!». Вот такая любовь-ненависть получается. С учетом того, что на Крымском Валу продолжается масштабная выставка, посвященная натюрморту, осмотр нескольких этажей может затянуться на весь уик-энд.
- Сергей Соловьев