«Фильмы и фотографии». Крис Маркер
На выставке Криса Маркера — одного из самых влиятельных кинематографистов послевоенной эпохи представлены его фотографические серии «Корейцы», «Который ей час?», «Киноафиши», «По мотивам Дюрера», «Пустые люди», будут показаны его фильмы «Взлетная полоса», «Без солнца», а также видео-инсталляция «Немое кино».
«Корейцы» — это проект 1957 года: тогда Крис Маркер оказался среди немногих журналистов, которым было позволено свободно перемещаться по Северной Корее. Фотографии, отснятые в ходе этой поездки, безо всякой цензуры показали повседневную жизнь страны через четыре года после окончания разрушительной войны. Как это ни удивительно, снимки этих путешествий по корейской земле были отвергнуты по обе стороны от 38-й параллели: север не принял фотографии потому, что в них не упоминался Ким Ир Сен, а юг — просто потому, что их сделали по другую сторону границы.
У серии «Который ей час?» (Quelle heure est-elle?), 2004–2008 — другая судьба, хотя Крис Маркер и фотографировал незаметно, исподтишка, «как доброжелательный папарацци». Вдохновленный стихотворением Эзры Паунда «Призраки лиц в толпе / Лепестки на мокрых черных сучьях», он стал фотографировать в парижском метро. Его целью было собрать эти «лепестки», подарить людям их лучшие моменты, часто неуловимые в потоке времени, сделать людей ближе к их подлинной природе. Сначала он снимал фотокамерой, встроенной в наручные часы — отсюда и название серии. Хотя позже он пользовался другой техникой, название осталось прежним, напоминая о том, что украденное мгновение жизни женского лица говорит что-то и о самом Времени...
«Немое кино» подвергает сомнению линейный характер повествования и истории. Крис Маркер создавал движущиеся картинки более пяти десятилетий, всегда оставаясь на передовом фланге технологии и эстетики, идеологии и формы. Пятиканальная видеоинсталляция представляет собой чрезвычайно личную реакцию на празднование столетия изобретения кино.