«МосквАфрика». Филипп Бордас
В 2003 году, помня обо всех африканских студентах, с пятидесятых годов до настоящего времени приезжавших учиться в СССР, а потом в Россию, автор решил провести несколько дней в Москве и воссоздать при помощи фотографии историческую связь между черным и красным континентом вместе с французским рэпером чадского происхождения МС Солааром.
"Мы взяли с собой несколько чемоданов разной одежды, приготовленной в Париже по нашему указанию, и составили программу типа режиссерского сценария. МС Солаар был актером архетипических сценок-зарисовок, которые должны были соответствовать представлениям о России сынов Франции, вскормленных телевизионными и литературными мифами.В одно утро мы возвращали к жизни африканского студента в тесном костюмчике пятидесятых годов с маленьким портфельчиком в руке. В другой раз МС Солаар надевал рабочую робу и превращался в негра-стахановца. Для этого мы тайком проникали на заводы, где проводили съемки на фоне станков среди недоумевающих рабочих. На следующий день МС Солаар – прекрасный актер – надевал огромную шубу дома Диор, типа шуб из Доктора Живаго. Или нахлобучивал картуз политкомиссара и шел через Москву без разрешения, глядя вызывающе на молодежь западного вида в Макдональдсах, как призрак СССР, презирающий бесхребетность новой России… Потом он натягивал на себя полное обмундирование (Адидас) спринтера Валерия Борзова и шел тренироваться на старый стадион с наклонной дорожкой, чтобы реализовать заветную мечту – стать первым африканским военным летчиком Красной армии. В комбинезоне «коллектор» пилота, со шлемом подмышкой, он направлялся в Космический городок, двигаясь через город как привидение.