«Интерьер. Натура. Павильон». Владимир Мишуков
Фотографии со съемок фильма Андрея Звягинцева «Елена».
Работа на фильмах Андрея Звягинцева («Возвращение», «Изгнание» и «Елена») - одно из самых успешных направлений творчества Владимира Мишукова. Фотосъемка кинопроцесса – жанр изначально документальный, и фотографу очень сложно решать собственные художественные задачи, находясь в поле действия другого художника, режиссера. Ситуация задана изначально, среда создается вплоть до мельчайших деталей и фотографу либо остается вести хронику кинопроцесса (драматические моменты общения режиссера с актерами – любимый сюжет), либо производить статические изображения того, что впоследствии зритель увидит на экране. Но в случае Владимира Мишукова мы имеем дело с редким исключением, когда фотографии представляют продолжение и, если угодно, параллельное движение, в них разворачивается другая жизнь, неучтенная всевидящим режиссерским оком.
Фильм Андрея Звягинцева «Елена» - история камерная, с минимумом персонажей и антуражей, а потому каждый из героев становится тектоническим элементом, который тянет за собой мощный визуальный и эмоциональный поток. Фотографу Мишукову (актеру по образованию) удается вклиниваться в плотнейшую структуру фильма, иногда тяжеловесную, созданную с «прицелом на вечность». Он не выпускает из фокуса человека, человеческого в самом широком смысле слова; ему не интересен «образ», чисто актерское, на его фотографиях не дребезжит зазор между «реальностью» фильма и съемочного процесса. Для Мишукова как будто не существует фикции, он уверенно игнорирует художественную условность, отчаянно пробиваясь к настоящему. Он фиксирует сложную эмоцию, состояние в «чистом виде»; он ловит актеров в перерывах между дублями, потому что из-за чувствительности звуковой кинотехники нельзя щелкать затвором во время съемки. Мишуков предельно чувствителен к принятому актерами образу, принимает его как единственную реальность, погружается в нее, оставаясь при этом художником, решая чисто визуальные задачи.
Снятое сверху лицо актера Андрея Смирнова, испещренного морщинами, превращается в практически абстрактную фактуру, съемочная группа в процессе подготовки дубля напоминает живопись по цветовому и композиционному балансу, чередование плотности и почти прозрачности фотокадров сообщает динамику их последовательности. Владимир Мишуков создает собственную среду, более ненавязчивую, воздушную, где пустота так же значима, случайность акцентируется, и при этом фотограф не боится откровенно «красивых кадров», он ее растворяет, иронизирует и над самим собой, создавая полноценную художественную серию «Интерьер. Натура. Павильон».