«Американский экспресс». Яне Штраус
Загадочные знаки кинематографа
Сегодня серия черно-белых фотографий Нью-Йорка может показаться анахронизмом. Или нет? Иммануил Валлерстайн, американский теоретик и один из основателей мир-системного анализа, утверждает, что, вызывая системный кризис, США обновляют свою финансово-экономическую капиталистическую систему. Как выглядит Нью-Йорк в ч/б? Как он выглядел до Обамы и кризиса? Как выглядит во время кризиса? Яне Штраус обращает наше внимание на текущее состояние фотографии, когда новые цифровые технологии позволяют каждому быть фотографом, оператором и архивариусом. Но может ли фотография обновить саму себя?
Большинство фотографий Штрауса — это снимки снимков, ведь их содержание сформировано самой улицей. Это скорее упаковка для воспоминаний, а не представление реальности. Его фотографии выпадают «из поля», они работают так же, как кино Новой волны. Ритмически изменяющиеся черно-белые поверхности вызывают воспоминания о докризисной эпохе. На фотографиях Штрауса объекты представлены просто и прямо, иногда с повторяющимися движениями на однотонном фоне — так создаются загадочные знаки кинематографа. Эти работы говорят об увлечении фотографа фильмами 1950-х и эстетикой моментальных снимков. Снимки Штрауса — об американской мифологии, расовой сегрегации и повороте к милитаризму. Кто находится на улице? Где Народ? Что такое Народ? Эти вопросы снова имеют смысл и должны быть поставлены в отношении этой серии. Фотограф Штраус никогда не сдается, пытаясь изменить наше восприятие и ставя вопрос о нашем месте в этом мире.
Марина Гржнич