«Картины с поверхности Земли». Вим Вендерс
Знаменитый немецкий кинорежиссер Вим Вендерс впервые посетит Москву в качестве фотографа - его фотографические «картины с поверхности Земли» будут выставлены в МАММ на 9-й московской Фотобиеннале.
Вим Вендерс (р. 1945) - одна из важнейших фигур Нового немецкого кино, появившегося в 1970-х, обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Париж, Техас». Наряду с созданием атмосферных «авторских» фильмов и документального кино Вендерс выступает как художник, обращаясь к фотографии. Выставка «Картины с поверхности Земли» представляет 19 работ из проекта, начатого Вендерсом в начале 1980-х и продолжающегося по сей день.
Используя панорамные камеры Plaubel Makina и Fuji, Вендерс создаетснимки большого формата, которые окружают зрителя, поглощая его поле зрения. Каждая фотография фиксирует мир, созданный или разрушенный природой или человеком. В фокусе оказываются природные ландшафты и городская среда, встреченные художником в его тревожных скитаниях по планете. Во время путешествий по Германии, Австралии, Америке, Кубе, Израилю и Японии его взгляд улавливает самую суть момента, места или пространства. В каждой фотографии часто парадоксальным образом ощущается мощь исчезновения как понятия – границы между городскими и пустынными пейзажами расплываются, а виды заброшенных мест и неодушевленные предметы как будто подразумевают скрытые истории – истории людей, которые когда-то были там.
Благодаря ультра-современным цифровым технологиям обработки изображений, появилась возможность визуально манипулировать реальностью во всех мыслимых направлениях. «Каждый пиксель», или как утверждает Вим Вендерс, «каждый из малейших изобразительных элементов, каждый «изобразительный атом» может быть изменен. Поэтому Вендерс-фотограф точно определяет и выверяет каждый кадр, чтобы минимизировать необходимость какой-либо манипуляции с пленочными негативами. Цвет, композиция и форма находятся в идеальной гармонии с моментом щелчка затвора. В современной оцифрованности фотографий он видит искажение реальности, представленной на изображениях. Соответственно, он сформулировал для себя предельную важность субъективного угла, или точки, зрения. Таким образом, данная серия является и портретом мира, каким его встретил фотограф, и портретом самого фотографа, отраженного в его собственном взгляде на этот мир.