«Живописная Планета». Гуго Шауфлер и Артем Пучков
Шауфлер Гуго Вильгельмович – выдающийся художник, график, архитектор, родился в 1928 г. Марксе.
Окончил архитектурное отделение строительного факультета Уральского политехнического института им. С.М. Кирова. В 1991г. стал первым лауреатом премии имени академика Петера Палласа – за вклад в развитие немецкой культуры в Крыму. Является членом Союза архитекторов России, членом Союза художников Крыма и Украины, членом Академии российских немцев Крыма, доктором архитектуры (Германия), лауреатом премий Совета Министров СССР, членом гильдии искусств Кунстлергильде.
На его счету 40 реализованных проектов на Урале, в Западной Сибири, в Крыму, более 100 научных работ в области архитектуры, более 40 персональных художественных выставок в России, Германии, Крыму, Болгарии. В настоящий момент живет в Германии и продолжает творческое сотрудничество с АОО «МСНК»
За плечами этого гражданина мира (немец, русский, крымчанин) – эпохи и страны (СССР, Украина, Германия). Мобильность причудливых виражей личной биографии ему обеспечили исторические обстоятельства. Сегодня он с полным правом может называть себя счастливо творчески состоявшимся.
Его эмоциональная реакция на картины природы переносятся на холсты, картоны, листы бумаги, сохраняясь, таким образом, для памяти и преклонения перед творческим гением Творца. Художник убеждает даже когда мифическому великолепию природы, им запечатленному, не веришь – такое не может быть, такое только в жанре фэнтези. Причем при объективности, предельной четкости оптики в работах Шауфлера нет и доли натурализма. Он наделяет свои картины и рисунки той аурой художественности, которая не подразумевает впечатления вторичности. Зрителю дано воспринимать их с чувством восторженно-недоуменного созерцания, как если бы картины мира оказывались наблюдаемыми им самим здесь и сейчас.
Рисунки и акварели Гуго Шауфлера разнообразны: есть среди них и бытовые зарисовки с точной пластикой стаффажных фигур. Но и здесь он структурно выделяет впечатляющий архитектурный или пейзажный мотив, иногда очевидный, как храмы в городской среде, а иногда – фоновой, звучащий, например, как спинка трона для царственного каменного льва («Алупкинский лев, центральная лестница дворца»). Часто Шауфлер строит мотив свой на контрасте, как, например, в композиции с цветущими грушевыми деревьями на фоне невероятных по форме и пропорциям горных вершин, словно умноженные вавилонские башни, подпирающих небо.
Присутствие на выставке Шауфлера картин его ученика - Артема Пучкова - побуждает отдать должное еще одному дару Гуго Шауфлера – педагогическому,– позволившему разным ученикам его отличаться «лица не общим выраженьем».
Артем Пучков родился в 1969 г. в г. Томске, но уже в 1970 г. родители переехали в Крым, который вошел в его жизнь, судьбу и творчество, стал его планетой вдохновения. Постижение Крыма началось с детских лет, когда Артем с родителями отправлялся в походы по крымским горам, брал с собой маленький этюдник, делал наброски. Это отложило отпечаток на его дальнейшую профессиональную деятельность.
В 1988 г. А.Пучков окончил Симферопольское художественное училище им. Н. Самокиша, стажировался в мастерской известного архитектора, художника-акварелиста Гуго Шауфлера.
Ученика и учителя и поныне связывают добрые, дружеские отношения, выезды на пленэр.
Крым - планета вдохновения А.Пучкова, которая дает ему импульс творчества, положительную энергетику.
На выставке будут также представлены пейзажи Северной Индии, живописные Гималаи, куда художник в свое время был приглашен рериховским обществом на пленэр, где пришлось ему совершить многодневное и достаточно сложное путешествие, увидеть потрясающий, красочный мир этих гор, погрузиться в возвышенную философию Востока.
Палитра художника ярка и динамична. Он постоянно экспериментирует. Интересны композиционные решения, оригинальный ракурс, сочетание современных и традиционных красок и художественных приемов, а главное – это высокое мастерство и талант. У Артема Пучкова очевидна рериховская обобщенная декоративность, с подчеркнутыми красочными доминантами плоскостей и объемов. Ясные грани-границы увиденных в природе любимой им восточной Азии и Крыма цветов создают в его картинах почти абстрактную броскую выразительность. Отфильтрованные от случайных деталей, его пейзажи являют собой эпическую картину мира. Однако в отличие от его великого предшественника А. Пучков – мастер передачи фактуры. Поэтому ландшафты, им запечатленные, трогают еще и неким впечатлением тактильной сенсорики, живостью естества, не отстраненного в дистанции, а создающего «эффект присутствия» («Тарханкут», «Дорога на Ротанг»).